Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Прорыв в Арктику: успешный рейс Maersk по Севморпути подтвердил блестящие перспективы России

0 Оставить комментарий

Прорыв в Арктику: успешный рейс Maersk по Севморпути подтвердил блестящие перспективы России

Рано утром 27 сентября контейнеровоз Venta Maersk вместимостью 3,6 TEU, принадлежащий датской компании Maersk Line, прибыл в морской порт Санкт-Петербурга, тем самым полностью завершив свой рейс по маршруту Владивосток (Россия, 23 августа) — Пусан (Южная Корея, 28 августа) — Бремерхавен (Германия, 22 сентября). 

Особое значение данному, в общем-то, рядовому факту придает то обстоятельство, что Venta Maersk шел не обычным маршрутом через Индийский океан, Аденский залив, Красное море и Суэцкий канал, а — впервые в истории! — по Северному морскому пути, затратив на участок Пусан—Бремерхавен 26 суток вместо стандартных 34. 

Лукавство Maersk

Как заявила пресс-служба Maersk в своем официальном пресс-релизе, посвященном успешному рейсу, это был «разовый пробный проход» с неполной загрузкой, который позволил компании изучить оперативную возможность контейнерных перевозок по Северному морскому пути (СМП) и собрать необходимые данные. При этом специально отмечалось, что в настоящее время Maersk не рассматривает Северный морской путь в качестве коммерческой альтернативы действующим логистическим схемам компании.

В данной связи следует напомнить, что группа Maersk является мировым лидером в сфере контейнерных перевозок с оборотом почти 31 млрд долл. в 2017 году, занимая 18% этого рынка, и, разумеется, не имеет никакого желания попадать под американские и прочие антироссийские санкции. 

Заметим, что число транзитных рейсов по СМП из-за введения санкций снизилось с 71 в 2013 году до 53 в 2014 году и до 18 в 2015—2016 годах. После чего в 2017 году наблюдался рост до 28 «проходок», хотя общий объем перевезенных грузов снизился до 194,4 тыс. тонн с 214,5 тыс. тонн в 2016 г. (минимум наблюдался в 2015 году: 39 тыс. тонн; максимум — в 2013 году: 1,276 млн тонн). 

Кстати, председатель совета директоров Maersk Джим Снабе одновременно является также председателем правления Siemens AG, вице-председателем Allianz SE и членом совета попечителей Всемирного экономического форума в Давосе, а значит — прекрасно разбирается во всех хитросплетениях большой политики и большого бизнеса. Так что небольшое лукавство Maersk, как и сигнал, поданный ею, более чем понятны.

Лукавство здесь заключается в том, что Venta Maersk — не «обычный» контейнеровоз, а контейнеровоз-фидер ледового класса с усиленным корпусом, причем Maersk за последние годы построила целую серию таких контейнеровозов с заявленной целью логистики в северные порты России, но, как можно видеть, данная цель была не единственной и, возможно, даже не главной. 

И, как только антироссийские санкции со стороны «коллективного Запада» будут отменены или даже в нужной степени ослаблены, Maersk, вместе с китайской COSCO, окажется готова занять «арктическую» нишу в мировой морской торговле. 

Прорыв в Арктику: успешный рейс Maersk по Севморпути подтвердил блестящие перспективы России

Цукунфт и провокации

Как заявил 24 сентября и. о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка, в результате реализации крупнейших углеводородных проектов в российском секторе Арктики в период с 2019 по 2025 годы можно ожидать взрывного роста грузопотока по СМП. В рамках этих блестящих перспектив, подтвержденных рейсом Maersk, доминирующим видом груза будет являться сжиженный природный газ, производимый на полуостровах Ямал и Гыдан.

В этой связи недавние публикации либеральной прессы, согласно которым Россия намерена запретить грузовые перевозки по Севморпути для любых иностранных судов, являются не более чем провокацией, очередной «дохлой кошкой», которую определенные силы стремятся подбросить в отношения между РФ и зарубежными компаниями, заинтересованными в использовании арктического маршрута. 

А заодно — создать информационный повод для заявлений наподобие того, которое сделал еще в апреле текущего года командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт. По его словам, Северный морской путь должен быть не внутрироссийской, а международной транспортной артерией, поэтому Вашингтон оставляет за собой право на обеспечение свободы мореплавания в данном районе Мирового океана. В том числе — посредством проведения военно-морских учений.

В данной связи возникает ситуация, аналогичная той, которая возникла в российско-американском космическом сотрудничестве: не хотите платить за доставку своих астронавтов на МКС — попытайтесь отправить их на орбиту при помощи батута. Не хотите платить за российскую проводку коммерческих рейсов по Северному морскому пути — плывите через Аденский пролив с сомалийскими и прочими пиратами, которых «наводят на цель» неведомые кураторы, имеющие свободный доступ к данным американской военно-космической разведки… 

Успешно завершившийся рейс Venta Maersk наглядно продемонстрировал полную беспочвенность как обвинений в адрес России, так и любых притязаний наших западных «партнеров» на международный статус Северного морского пути.

Автор: Александр Маслов
Обсуждаемое