Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Плавучий цирк: антиквариат ВМС Украины прошел под Крымским мостом в русской «коробочке»

0 Оставить комментарий

Морской буксир «Корец» и поисково-спасательное судно «Донбас»

Украинские военные корабли 24 сентября 2018 года впервые прошли под Крымским мостом. Киев немедленно объявил это своей перемогой. Но так ли это на самом деле?

В вопросе разбиралось Федеральное агентство новостей.

Под присмотром «Аметиста»

Поздно вечером 22 сентября появилась информация о том, что вышедшие из Одессы два вымпела Военно-морских силы Украины (ВМСУ), поисково-спасательное судно «Донбасс» и тянущий его морской буксир «Корец», вошли в исключительную экономическую зону России. 

По имеющимся данным, «Корец» еще 20 сентября вывел «Донбасс» «за ноздрю» в Черное море, после чего на 3 узлах потащил поисково-спасательное судно на юго-восток. Судя по всему, к моменту сообщения о входе отряда ВМСУ в исключительную экономическую зону России «Корец» с «Донбассом» на привязи уже обогнули мыс Форос и взяли курс на Керченский пролив. По крайней мере, это предположение укладывается в общий хронометраж перехода и указание, что вечером 22 сентября украинские корабли следовали в северо-восточном направлении. Читай — «к южному входу в Керчь-Еникальский канал».

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, в исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов. Плюс к этому, государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне обязаны должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства, а также должным образом соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством.

Поскольку украинские единицы всех этих положений не нарушали, а также не пытались войти в территориальные воды РФ, российская сторона не сочла необходимым препятствовать движению отряда кораблей ВМСУ. Но на всякий случай, когда «Донбасс» и «Корец» оказались на широте Севастополя, к украинцам «пристегнули» два корабля Береговой охраны Пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ. Одним из этой пары, по сообщению киевских источников, являлся российский пограничный сторожевой корабль проекта 22460 «Аметист», успевший отметиться в этом году задержаниями за незаконную добычу камбалы в исключительной экономической зоне России украинских рыболовных судов ЯМК-0041 и ЯОД-2105.

Вскоре стало понятно, что не только Россия с интересом следит за переползанием вымпелов ВМСУ «дальними огородами» в обход Крыма. Все то время, пока «Корец» и «Донбасс» двигались от Фороса к Керченскому проливу, южнее последнего деятельно нарезал круги самолет радиотехнической разведки ВВС США Boeing RC-135V. Разведчик ушел на базу только после того, как украинцы запросили у российской службы движения судов разрешение на проход по Керчь-Еникальскому каналу и лоцманское обеспечение. 

Словом, координация действий между украинцами и американцами была видна невооруженным глазом…

Злоключения «Донбасса»

Прежде чем двинуться дальше, разберемся, что собой представляют корабли ВМСУ, которые Киев решил перебросить на Азовское море.

«Донбасс» исходно именовался «ПМ-9», поскольку «в девичестве» являлся плавмастерской проекта 304 советского ВМФ, спущенной на воду еще в 1969 году. При разделе Черноморского флота «девятке» не повезло: она досталась Украине, которая переименовала плавмастерскую сначала в «Краснодон», а позже в «Донбасс» — с одновременной переквалификацией в корабль управления. Хотя родные «сестры» «Донбасса» до сих пор под Андреевским флагом исправно ходят из Севастополя в Тартус и обратно, украинцы свою «добычу» за считанные годы довели до состояния плавруины. 

На этом злоключения «Донбасса» не закончились. 28 декабря 2004 года на ремонтирующемся у стенки «Севморзавода» в Севастополе украинском корабле возник пожар, который пришлось тушить более 5 часов. В результате пожара у «Донбасса» оказалась повреждена верхняя палуба судна на площади 50 квадратных метров. К тушению пожара привлекались шесть отделений Государственной пожарной охраны МЧС Украины и пожарный катер ВМС Украины. К счастью, обошлось без жертв.

Поисково-спасательное судно «Донбас»

11 ноября 2007 года находящийся у причальной стенки в Севастопольской бухте «Донбасс» с вышедшей из строя главной энергетической установкой украинцы поленились вовремя поставить на укрытую стоянку. В результате налетевший пятибалльный шторм как ниточки оборвал швартовы, и «Донбасс» не выбросило на берег только из-за того, что он успел зацепиться за дно якорями. При этом не имеющий возможности дать ход корабль так мотыляло влево и вправо, что он неминуемо угробился бы сам и угробил соседние корабли, если бы не самоотверженная помощь российских и украинских буксиров. Среди последних, кстати, оказался и «Корец», которому бешено швыряемая волнами и ветром 5500-тонная «тушка» корабля управления снесла кусок фальшборта и правое крыло мостика.

Длительное время «Донбасс» находился в неудовлетворительном техническом состоянии. Лишь в январе 2011 года корабль вновь обрел возможность хоть как-то самостоятельно двигаться. Впрочем, на этом забота ВМСУ о своем корабле управления и закончилась. 

Во время Русской весны, 20 марта 2014 года, на «Донбассе» был поднят Андреевский флаг, а украинский экипаж выведен на сушу. Однако 15 апреля того же года Россия вернула «дышащий на ладан» корабль управления Украине, которая, при некотором размышлении, переквалифицировала «Донбасс» в… поисково-спасательное судно ВМСУ. 

Ирония ситуации заключалась в том, что «Донбасу» в тот момент самому какие-нибудь спасатели очень не помешали бы. Увы, вместо проведения соответствующих ремонтно-восстановительных работ украинские адмиралы придумали для экипажа «Донбасса» красивый шеврон, украсили надстройки судна тумбами с крупнокалиберными пулеметами, на чем и успокоились.

4 сентября 2016 года на судне из-за его аварийного состояния и халатности экипажа вновь вспыхнул пожар. Площадь горения составила более 100 квадратных метров. Пламя «всем гуртом» пришлось тушить 4 часа. На «Донбассе» полностью выгорела надстройка. Официально ВМСУ судно отремонтировало и вернуло в строй. Неофициально же «Донбасс» окончательно лишился надежды когда-нибудь обрести ход. Вот в таком состоянии поисково-спасательное судно и встретило осень 2018 года.

Под пение «Варяга»

Морской буксир «Корец» — бывший «МБ-30» — вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота в 1973 году. 1 августа 1997 года «МБ-30» был включен в состав ВМСУ и получил новое название «Корец» — в честь одноименного украинского города, являющегося административным центром Корецкого района в Ровенской области. 

«Корец» ни шатко ни валко служил в ВМСУ до тех пор, пока 11 ноября 2007 года не «поцеловался» с «Донбассом». После этого ЧП буксир на 3 года попал в отстой, поскольку Киев вплоть до 2011 года не мог изыскать финансов для ремонта изрядно помятого корабля. 

20 марта 2014 года на буксире, находящемся в Северной бухте Севастополя, был поднят Андреевский флаг. 20 мая того же года Россия вернула буксир Украине. Не избалованные количеством боеспособных вымпелов ВМСУ вооружили «Корец» 12,7-мм турельно-башенной установкой «Утес-М». 

Примечательно, что основой нового экипажа буксира стала бывшая команда украинского морского тральщика (МТЩ) «Черкассы». Того самого тральщика, который во время крымских событий 2014 года вместе с другими вымпелами ВМСУ оказался заперт на озере Донузлав. Блокирование украинских кораблей КЧФ реализовал максимально просто, затопив в ночь с 5 на 6 марта 2014 года на выходе из бухты находившийся с 1991 года сначала в ремонте, а затем в отстое большой противолодочный корабль «Очаков».

Пока другие украинские корабли один за другим поднимали Андреевские флаги, МТЩ несколько раз пытался вырваться из «заточения». Но все эти попытки окончились неудачей. К громадному разочарованию командовавшего тральщиком капитана 3 ранга Юрия Федаша, хорового исполнения песни «Варяг» оказалось недостаточно, чтобы попрать законы физики и 790-тонным тральщиком сдвинуть сидящий на грунте 8530-тонный БПК.

Тем не менее, упрямство Федаша сделало свое дело, и «Черкассы» стал 25 марта 2014 года последним кораблем ВМСУ, поднявшим в Крыму Андреевский флаг. После перехода МТЩ под контроль России команда тральщика с личными вещами и легендой, как они до последнего пели «Варяга», отправилась на материковую Украину. Где и вселилась на «Корец», тут же, кстати, начав мечтать о переквалификации буксира в тральщик.

Насколько нам известно, эти мечты так и остались мечтами вплоть до 20 сентября 2018 года, когда облезлый «Корец» взял на буксир еще более облезлый «Донбасс» и двинулся в сторону Керчи.

Морской буксир «Корец»

Причины «дерзкого прорыва»

Как видим, вышеописанный отряд ВМСУ обладал весьма условной боевой ценностью. Что же сподвигло украинское командование отправить два свои «самотопа» в Азовское море?

Здесь следует учесть следующие факторы.

Во-первых, на Азовском море и в Керченском проливе Россией активно продолжается прессинг украинского судоходства, спровоцированный захватом украинскими пограничниками российского сейнера «Норд» в марте 2018 года.

Во-вторых, 6 сентября Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины в качестве ответа на вышеупомянутые действия России принял решение об усилении украинского военно-морского присутствия на Азовском море. В частности, если верить украинским СМИ, СНБО отдал распоряжение о создании на Азовском море корабельно-катерной группировки ВМСУ. На первых порах в рамках этого распоряжения состоялась переброска на Азовское море по суше двух малых бронированных артиллерийских катеров (МБАК) проекта 58155. Далее до конца года планируется перевод на Азовское море из Николаева Южной военно-морской базы ВМСУ, что позволит на ее основе развернуть целый катерный дивизион. 

В-третьих, переброска в Бердянск пары МБАКов, «Лубны» и «Кременчуг», в довесок к уже базирующимся там же единицам Мариупольского отряда морских «прикордонников» внезапно выявила нехватку в этом порту базовой инфраструктуры. Проще говоря, мест под будущий штаб, иные служебные помещения, казармы, а также склады будущей базы ВМСУ в Бердянске не нашлось. Самым простым вариантом решения этой проблемы стала бы отправка в Бердянск достаточно крупного грузопассажирского судна. Однако такового у украинцев на Азовском море не нашлось…

В-четвертых, вымпелы ВМСУ после весны 2014 года еще ни разу не пользовались Керчь-Еникальским каналом и уж тем более ни разу не проходили под пролетами Крымского моста. С учетом грядущих на Украине выборов и откровенно низкого рейтинга Петра Порошенко, украинский президент нуждается в любых перемогах. Даже в таких мнимых, как осуществленный с согласия российской стороны переход из Одессы в Бердянск двух вспомогательных единиц ВМСУ. В конце концов, это тривиальное событие всегда можно в украинских СМИ подать как «дерзкий прорыв»! 

В-пятых, отказ России пропустить данные корабли через Керчь-Еникальский канал подарил бы Украине еще один повод обвинить РФ в «незаконной блокаде украинских портов на Азовском море».

В-шестых, переход кораблей ВМСУ вдоль крымского побережья, скоординированный по времени с появлением над Черным морем разведывательных самолетов стран НАТО, мог серьезно обогатить знания союзников Киева о расположенной в Крыму российской военной инфраструктуре. 

Как нам думается, сумма всех этих факторов и побудила в итоге ВМСУ отправить «Донбасс» на Азовское море. В силу понятных причин, для транспортировки недовыгоревшего и лишенного хода поисково-спасательного судна понадобился морской буксир «Корец». 

А вот дальше…

«Берег» дает «добро»

Дальше, если судить по украинским источникам, произошло следующее. 

На всем протяжении перехода украинские корабли находились под «колпаком». Выход отряда ВМСУ из украинских тервод был немедленно обнаружен кораблем КЧФ, который ненавязчиво сопровождал «соседей» до тех пор, пока не передал эстафету «Аметисту» и Ко. В светлое время суток украинцев неоднократно «навещали» российские военные самолеты и вертолеты. Поскольку в основном российская сторона осуществляла за украинскими кораблями визуальное слежение, вряд ли американскому Boeing RC-135V удалось поживиться чем-то существенным.

При приближении к кромке тервод РФ южнее Керченского пролива «Корец» и «Донбасс», в соответствии с действующими правилами, запросили у российской службы движения судов разрешение на проход по Керчь-Еникальскому каналу и лоцманское обеспечение. Последнее подразумевало еще и готовность оплатить работу российских лоцманов.

Тогда-то всем вменяемым наблюдателям и стало окончательно ясно, что ничего героического в подобном переходе нет. Ведь Азовское море по-прежнему считается внутренним морем двух государств, и поэтому их военные и гражданские суда могут спокойно им пользоваться — при соблюдении норм закона, конечно. 

«Судно «Донбасс» планируется использовать для усиления инфраструктуры флота в Азовском море, — конкретизировало цель перехода интернет-издание «Украинский милитаристский портал» со ссылкой на собственные источники. — Так, на нем возможно размещение штаба будущей базы, мест для проживания военнослужащих, складов и других необходимых помещений, которых сегодня в данном регионе нет».

Ближе к 12:00, после анализа ситуации, «берег» дал украинцам «добро» на проход. Но, разумеется, в полном соответствии с российскими правилами судоходства в Керченском проливе. 

«Корец» и «Донбасс» послушно заняли место в очереди судов, ждущих своей очереди на проход по Керчь-Еникальскому каналу. На корабли ВМСУ прибыл российский лоцман. 

Перед входом в Керчь-Еникальский канал произошла «смена караула»: «Аметист» со своим напарником отвернули в открытое море, а место ушедших сторожевиков Береговой охраны занял «пограничник» проекта 10410, два патрульных катера «Раптор» проекта 03160 со спецназом ВМФ, два патрульных катера «Мангуст» проекта 12150, катер «Чибис» проекта 21850 и спасательное буксирное судно «СБ-739» проекта 22870. 

Вся эта армада взяла «Корец» и «Донбасс» в плотную русскую «коробочку», после чего в 13:50 самым тихим ходом повела в Керчь-Еникальский канал. Через час из Бердянска навстречу своим выскользнули «Лубны» и «Кременчуг». 

В 15:15, по словам главы предприятия «Крымские морские порты» Алексея Волкова, «Корец» и «Донбасс» благополучно миновали Крымский мост. 

Завершение проводки украинских кораблей по Керчь-Еникальскому каналу тоже никаких неожиданностей не принесло. «Корец» трехузловым ходом поволок «Донбасс» по азовским волнам в сторону Бердянска. Рядом с кораблями ВМСУ неотступно следовали корабли и катера Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. В 17:30 интернациональный караван, напоминающий плавучий цирк, исчез за горизонтом, оставив на берегах Крыма и Тамани массу зрителей, с интересом наблюдавших сплав по Керченскому проливу военно-морского антиквариата Украины. 

Добавим, что свидетелей первого в истории прохода кораблей ВМСУ под Крымским мостом набралось, действительно, немало. Отметили этот факт и украинцы. Правда, интерпретировали, конечно, по-своему. 

«Множество проживающих на оккупированной территории патриотов Украины не побоялись радостно приветствовать появление наших военных кораблей!» — заявили эти странные ребята.

Проиграла ли Россия?

Сам факт состоявшейся проводки вымпелов ВМСУ по Керчь-Еникальскому каналу ожидаемо вызвал на Украине бурю восторгов. 

«Россияне такого от нас не ожидали, но мы действуем в рамках Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива», — похвастались в минобороны Украины. 

Пресс-служба ВМСУ объявила даже, что при проходе Керченского пролива украинские корабли на самом деле «не просили разрешения у агрессора, а реализовали свое право на свободу судоходства в соответствии с Конвенцией ООН». 

Петр Порошенко поблагодарил экипажи «Корца» и «Донбасса» столь бравурно, словно они, как минимум, выиграли Трафальгарскую битву. 

Интернет-газета «Обозреватель» ликовала: «Дошли!» Флот Украины приблизился к Крымскому мосту. Наконец-то утерли нос оккупантам». 

В свою очередь, советник президента Украины Юрий Бирюков охарактеризовал случившееся как «публичное унижение мышебратьев». Правда, ему тут же из Харькова прилетела хлесткая «ответка»: «Два безобидных корыта, которым сто лет в обед, затаив дыхание, пытаются прошмыгнуть вокруг полуострова, который был сдан без единого выстрела. В чем состоит публичное унижение и кто кого унижает?» Но пан Бирюков предпочел сделать вид, что не заметил заданного ему вопроса… 

Впрочем, дальше всех по тропинке мегаперемог на Украине убежали авторы искрометного заголовка «Украинские корабли и самолет ВВС США патрулируют Керченский пролив». 

С российской же стороны лучше всего вчерашние события в Керченском проливе прокомментировал телерепортер Олег Крючков

«Украинские военные корабли запросили у российских морских диспетчеров разрешение на проход через Керченский пролив, — заявил он. — Мучивший Киев вопрос «Чей Крым?» решен. Интересный итог провокации».

Пока над Киевом взлетают виртуальные салюты очередной перемоги, впору задаться вопросом, насколько адекватным было для России решение о пропуске кораблей ВМСУ через Керченский пролив.

На чисто эмоциональном уровне многие граждане нашей страны восприняли случившееся как унижение: мол, мы не решились остановить украинские военные корабли! Что ж, чисто по-человечески мнение понятное, но оно вряд ли, с точки зрения реальных фактов, соответствует действительности. 

В марте 2014 года КЧФ без малейших колебаний заблокировал корабли ВМСУ в Севастополе и Донузлаве. Позже корабли КЧФ неоднократно отгоняли украинские вымпелы от перешедших в российскую собственность газодобывающих платформ «Черноморнефтегаза». Так с чего бы это вдруг в сентябре 2018 года России должна была испугаться останавливать «два безобидных корыта»? Она и не испугалась. Украинские корабли были пропущены в четком соответствии со статьями российского законодательства и положениями все еще продолжающего действовать пакета российско-украинских межгосударственных договоренностей о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.

Таким образом, Россия в очередной раз продемонстрировала, что в своих действиях придерживается буквы закона. Как, кстати, и в случае с ужесточением режима досмотра гражданских судов, посещающих украинские порты Азовского моря. 

Способно ли появление на Азовском море украинского буксира и плавказармы ослабить российский режим досмотра следующих Керчь-Еникальским каналом в Бердянск и Мариуполь гражданских судов? Нет, конечно. Усилит ли военное присутствие Украины на Азовском море появление в Бердянске буксира и несамоходной плавказармы? Минимально. 

При этом важно понимать, что, с учетом географических особенностей Азовского моря, а также подавляющего военного превосходства России в керченско-азовской акватории, любой корабль ВМСУ к северу от Керченского пролива фактически оказывается в ловушке. Если Россия разрешает украинцам пройти Керчь-Еникальский канал с юга на север, то совсем не факт, что в случае дальнейшего усиления конфронтации с Украиной она разрешит кораблям ВМСУ сделать это в обратном направлении. Как говорится, вход — копейка, выход — рубль. С этой точки зрения, многие российские силовики наверняка жалели, что «Корец» притащил в Азовское море «Донбасс», а не, скажем, флагман ВМСУ фрегат «Гетман Сагайдачный». 

Таким образом, можно сделать вывод, что истинные масштабы вчерашней украинской перемоги, мягко говоря, далеки от декларируемых киевскими СМИ. 

Украинские корабли в сопровождении российских катеров

Два «Донбасса» без Донбасса

«Под занавес» обратим внимание читателей еще на одну нелепицу. Дело в том, что теперь у Украины на Азовском море будет целых два «Донбасса». Один, принадлежащий ВМСУ, притащил из Одессы «Корец». Второй «Донбасс» (проекта 205П) уже давно базируется в Мариуполе и принадлежит украинским морским «прикордонникам». 

Подозреваем, что, с учетом роли, которую украинское командование отводит первому «Донбасу» (не путать со вторым!), нас впереди ожидают довольно забавные описания бердянских реалий. Ну, например: «Донбасс» лихо причалил к «Донбассу», после чего команда «Донбасса» с облегчением перебралась на палубу «Донбасса», чтобы размяться и помыться после долгого похода на «Донбасе». Одновременно с этим командир «Донбасса» отправился в штаб на «Донбасс», чтобы доложить о смелых действиях вверенного ему «Донбаса», продолжительное время действовавшего на большом удалении от «Донбасса»…» И т.д., и т.п.с

Пожалуй, самым трагикомичным во всей этой истории для Киева остается то, что сколько «Донбассов» на Азовском море ни собирай, а возвращения этим настоящего Донбасса под жовто-блакитный прапор никак не приблизишь. 

Автор: Андрей Союстов
Обсуждаемое