Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Дождались: подлодка «Санкт-Петербург» войдет в боевой состав ВМФ после девяти лет опытной эксплуатации

0 Оставить комментарий

Дождались! Подлодка «Санкт-Петербург» войдет в боевой состав ВМФ после девяти лет опытной эксплуатации

До конца 2019 года ВМФ РФ пополнится новой дизель-электрической подводной лодкой (ДЭПЛ). Информацию об этом со ссылкой на слова президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова опубликовали российские СМИ на этой неделе.

В упомянутой новости нет ничего удивительного, если не обращать внимания на название субмарины, о которой идет речь. Но поскольку в сообщении упоминается конкретно Б-585 «Санкт-Петербург» — головная ДЭПЛ проекта 677 (шифр «Лада»), — то пройти мимо грядущего в 2019-м события Федеральное агентство новостей просто не в праве. 

Почему? Потому что ввод в боевой состав флота головной «Лады» будет означать для создателей российских ДЭПЛ конец целой эпохи. По сути, для многих отечественных кораблестроителей это станет завершением тех самых «лихих» 1990-х и открытием весьма многообещающих перспектив реализации изделий ОПК России за рубежом. Дождались!

Вот чем будет являться завершение опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга», ожидавшееся еще с 2010 года.

Подводный долгострой

История проекта 677 (шифр «Лада») началась еще в 1987 году, когда возникла идея постепенно заменить имеющийся в составе ВМФ СССР разномастный «букет» ДЭПЛ разных проектов подлодками одного, но зато нового проекта. Первоначально предполагалось, что «Лада» должна стать своего рода «эконом-вариантом» проекта 877 (шифр «Палтус»). То есть быть более компактной и дешевой, чем «восемьсот семьдесят седьмая», что позволило бы строить «Лады» в больших количествах, чем «Палтусы». 

Дождались! Подлодка «Санкт-Петербург» войдет в боевой состав ВМФ после девяти лет опытной эксплуатации

Однако комиссия Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам отказалась финансировать разработку «подводного ширпотреба», после чего концепция ДЭПЛ проекта 677 заметно изменилась. Теперь «Лада» виделась генеральному конструктору ЦКБ МТ «Рубин» Юрию Кормилицыну, поддержанному главкомом ВМФ Владимиром Чернавиным, все так же меньшей по размерам, чем «Палтус», но куда более технически продвинутой. 

Снижение, по сравнению с «Палтусом», надводного водоизмещения почти в 1,3 раза! Высокая степень автоматизации, позволяющая заметно сократить экипаж! Полуторакорпусная схема вместо двухкорпусной для снижения уровня шума! Всережимный главный гребной электродвигатель на постоянных магнитах! В перспективе — оснащение воздухонезависимой энергетической установкой! Противогидролокационное покрытие нового поколения «Молния»! Кормовое крестообразное оперение! Перенос передних горизонтальных рулей на ограждение для снижения помех работе гидроакустического комплекса (ГАК)! Установка виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ»! Вооружение не только торпедами и морскими минами, но и противокорабельными ракетами! Средства обнаружения целей, целеуказания торпедам и ракетам — на полную дальность!..

В целом, коэффициент новизны «Лады» как инженерного сооружения должен был составить порядка 0,7. Все это должны были превратить «Ладу» в сверхсовременного, компактного, неуловимого и универсального «морского охотника». Если предыдущие «рубиновские» ДЭПЛ проекта 877 за уровень шума более низкий, чем естественные шумовой фон океана, на Западе мрачно называли «черной дырой», то «Лада» должна была стать минимум на 50% тише, чем «Палтус».

Желание получить неатомную суперсубмарину у нашего Флота оказалось столь велико, что проектирование «Лады» продолжалось даже после распада СССР. Правда, с учетом тяжелой экономической ситуации в стране, а также большого количества внедряемых в проект новинок, рождение облика новейшей ДЭПЛ давалось ЦКБ МТ «Рубин» очень непросто. Достаточно сказать, что техпроект «Лады» был утвержден лишь со второй попытки. 

Мало того — при создании ДЭПЛ проекта 677 было отработано порядка 200 ОКР, из которых 130 смогли «прописаться» на борту субмарины. Одновременно с базовым проектом 677 был спроектирован и его экспортный вариант, получивший шифр «Амур-1650».

Дождались! Подлодка «Санкт-Петербург» войдет в боевой состав ВМФ после девяти лет опытной эксплуатации

Головная ДЭПЛ проекта 677 (шифр «Лада»), получившая название Б-585 «Санкт-Петербург», под строительным номером 01570 была заложена на АО «Адмиралтейские верфи» 26 декабря 1997 года — более двадцати лет назад. Трудности с проектированием плавно перетекли в трудности с постройкой лодки, так что головную «Ладу» удалось спустить на воду лишь через 7 лет — 28 октября 2004-го. 

Для сравнения укажем, что в советское время промежуток между закладкой и спуском на воду ДЭПЛ проекта 877 занимал всего 6–7 месяцев. В современной России для дальнейшего развития проекта 877 — ДЭПЛ проекта 636.3 (шифр «Варшавянка») — тот же временной промежуток составляет от одного года до трех лет. 

Но самое страшное началось после спуска «Санкт-Петербурга» на воду. Ценой стремления к максимальной новизне конструкции стало большое количество претензий к головной «Ладе». 

Такая «Лада» не нужна?

Создание мощного ГАК «Лира» для «Лады» на начальном этапе было поручено НИИ «Океанприбор», но предложенный ими проект ГАК Юрия Кормилицына не устроил. После этого гендиректор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Спасский добился решения о передаче разработки ГАК самому «Рубину», а точнее субподрядчику — специализирующемуся на радиоэлектронике московскому ПО «Волна». 

Компьютерное моделирование «Лиры» москвичам вполне удалось, а вот со своевременной трансформацией этого моделирования в работающее «железо» у сотрудников ПО «Волна» дело как-то не задалось. В итоге, когда «Санкт-Петербург» был уже готов выйти на ходовые испытания, внезапно выяснилось, что на месте аппаратуры «Лиры» в отсеках красуются пустые стойки. Это при том, что на разработку ГАК для «Лады» было потрачено потрачено 1,3 млрд рублей! 

Испытывать абсолютно «глухую» в подводном положении лодку было бы запредельным авантюризмом. Что же делать?!.. А вот что. 

Для «Санкт-Петербурга» в авральном режиме отыскали нескольких специалистов. Эти флотские «зубры» за кратчайшее время совершили настоящий трудовой подвиг — воспользовавшись установленной на лодке антенной активного миноискания, на ее основе (то есть буквально на коленке) собрали вполне функционирующую ГАС-БП — гидроакустическую станцию безопасности плавания. С ней-то, а не с «Лирой», «Санкт-Петербург» и ушел от причала. 

«Лиру» же явно предстояло еще «допиливать и допиливать», и этот процесс, по мнению сторонних наблюдателей, на определенном этапе даже перешел в формат «попила» бюджетных средств… 

Весьма проблемным оказался и всережимный главный гребной электродвигатель на постоянных магнитах СЭД-1: он развивал лишь 60% мощности. Боевая информационно-управляющая система «Литий» не обеспечивала интеграцию различных компонентов радиоэлектронного вооружения корабля. Телеуправляемая электрическая универсальная самонаводящаяся торпеда ТЭ-2, которой предполагалось вооружить головную «Ладу», по мнению ряда специалистов, не отвечала требованиям, предъявляемым к подобному оружию, а также уступала по своим техническим характеристикам иностранным аналогам. Нарекания вызывали и размеры отсеков «Санкт-Петербурга». Многим отсеки головной «Лады» казались слишком тесными и не обеспечивающими удобства обслуживания экипажем корабельных систем.

Дождались! Подлодка «Санкт-Петербург» войдет в боевой состав ВМФ после девяти лет опытной эксплуатации

При этом стоимость разработки и постройки головной «Лады» стала вплотную подбираться к стоимости разработки и постройки атомной подводной лодки. Допустить, чтобы эта гигантская сумма безрезультатно «вылетела в трубу», ни ВМФ, ни ОПК не мог. Поэтому доделка и переделка «Санкт-Петербурга» шли в перманентном режиме параллельно с ходовыми испытаниями, что, конечно, сокращению сроков последних никак не способствовало. 

Только в декабре 2005 года «Санкт-Петербург» завершил первый этап ходовых испытаний. Принятие лодки на вооружение планировалось сначала в 2006 году, но по объективным причинам сдвинулось на декабрь 2007 года, а затем и вовсе «съехало» на май 2010-го. 

В качестве комментариев к этой эпопее стоит вспомнить высказывания бывшего начальника комиссии Государственной приемки кораблей ВМФ контр-адмирала Дмитрия Островского, касательно головной «Лады» объявившего: 

«Объективно были ошибки на этапе проектирования. <...> На этапе швартовых и заводских испытаний было выявлено много недостатков в системе энергодвижения, сложной системе вооружения и ВТ нового поколения». 

Впрочем, это не помешало тому же Островскому позже заявить: 

«Надо продолжать ЗХИ (заводские и ходовые испытания. — Прим. ФАН), принимать корабль на госиспытания со всеми проблемами, которые существуют уже и будут еще определены в ходе госиспытаний».

Самое любопытное, что к тому моменту, когда были выявлены все «косяки» головной «Лады», на «Адмиралтейских верфях» уже успели заложить еще две ДЭПЛ проекта 677: Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Севастополь», позже переименованную в «Великие Луки». Мало того, Флот рассчитывал получить не менее 20 ДЭПЛ проекта 677. Но после затяжных испытаний «Санкт-Петербурга» флотский энтузиазм в отношении «Лад» значительно снизился. 

А в феврале 2012 года в СМИ проскользнула информация, чтофлот вообще отказывается от ДЭПЛ проекта 677. Главком ВМФ России Владимир Высоцкий раздраженно рубил с плеча: 

«Заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург»… В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые «мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее («Лады». — Прим. ФАН) такие же».

Дождались! Подлодка «Санкт-Петербург» войдет в боевой состав ВМФ после девяти лет опытной эксплуатации

Тем временем «Адмиралтейским верфям» удалось-таки избавиться от «Санкт-Петербурга». Вот только «довести до ума» головную «Ладу» адмиралтейцам так и не удалось. Поэтому 22 апреля 2010 года был подписан акт о принятии Б-585 «Санкт-Петербург» вместе со всеми ее недостатками в опытную эксплуатацию ВМФ России. 

8 мая 2010 года на головной «Ладе», ограниченно годной к несению боевой службы, был торжественно поднят Андреевский флаг. 

Хочется надеяться…

В ноябре 2011 года Главный штаб ВМФ сообщил о сворачивании программы испытаний головной «Лады». В боевой состав флота «Санкт-Петербург» решено было не принимать, оставив лодку в положении испытательного стенда для отработки «отдельных перспективных комплексов». Одновременно была остановлена достройка Б-586 и Б-587. 

Вместо «Лад» ВМФ России решил начать постройку для себя серии модернизированных и получивших ракетные комплексы «Калибр» «Палтусов». Новая реинкарнация «черной дыры» времен советского ВМФ стала именоваться ДЭПЛ проекта 636.3 (шифр «Варшавянка»). 

Все? Прощай «Лады»? Не тут-то было!..

Ставший в мае 2012 года главкомом ВМФ Виктор Чирков через полтора месяца после своего назначения пересмотрел решение о судьбе ДЭПЛ проекта 677. «Санкт-Петербург» решено было отправить для окончательной доводки на Северный флот (на Балтике не было полигонов с нужной глубиной), а Б-586 и Б-587 — достроить по доработанному проекту.

13 февраля 2013 года генеральный директор ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин сообщил следующее: 

«На сегодняшний день решение о серийном строительстве подлодок проекта 677 Министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в Гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодки «Санкт-Петербург» проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется. Все характеристики, заданные техзаданием ВМФ, в ходе государственных испытаний в основном подтверждены, за исключением скорости полного подводного хода. В настоящее время подлодка проекта 677 находится в главной базе Балтийского флота и готовится к переходу на Северный флот для завершения опытной эксплуатации».

Летом 2013 года «Санкт-Петербург» действительно ушел на Север. В 2014 году пошли слухи о грядущем переводе головной «Лады» в боевой состав Флота. В ноябре 2016 года в Баренцевом море Б-585 успешно выполнила стрельбу крылатой ракетой из подводного положения по морской мишенной позиции, что стало серьезным подтверждением возможного успешного окончания опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга». 

Дождались! Подлодка «Санкт-Петербург» войдет в боевой состав ВМФ после девяти лет опытной эксплуатации

Меж тем еще 9 июля 2013 года «Адмиралтейские верфи» возобновили достройку по откорректированному техпроекту Б-586 и Б-587. Более того, в последующие годы представители командования ВМФ России неоднократно намекали на вероятность того, что строительство серии ДЭПЛ проекта 677 будет продолжено даже после сдачи Флоту Б-586 и Б-587 и начала работ по проектированию неатомной подлодки нового поколения, проходящей под шифром «Калина». Подобное вряд ли было бы возможно, если бы головная «Лада» оказалась полностью лишена перспектив когда-нибудь войти в боевой состав Флота.

Если верить словам Алексея Рахманова, такие перспективы у «Санкт-Петербурга» в 2019-м, после 8 лет опытной эксплуатации — то есть непрерывной доводки ДЭПЛ до уровня соответствия техзаданию — все-таки появились. Это позволяет России не только достроить Б-586 и Б-587, но и начать постройку весьма привлекательных для иностранных заказчиков подлодок семейства «Амур».

Главное, чтобы «Санкт-Петербург» все же вошел в боевой состав флота. Очень хочется надеяться, что в 2019 году это действительно произойдет.

Автор: Андрей Союстов
Обсуждаемое