Технологии
Гроза американских спутников: «Порубщик-2» поднимется в небо после 2023 года
Технологии
Роскосмос и РКК «Энергия» подписали контракт на создание ракеты-носителя «Союз-5»
Следующая новость
Загрузка...

    Гроза американских спутников: «Порубщик-2» поднимется в небо после 2023 года

    Ил-22ПП.

    Платформой для «Порубщика-2» может стать Ил-276. Такое предположение в отношении нового планера для перспективного российского самолета радиоэлектронной борьбы «Порубщик-2» высказал полковник в запасе Виктор Мураховский, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» и член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. 

    Тернистый путь к Ил-276

    Согласно имеющимся в открытом доступе данным, «Порубщик-2» заменит эксплуатирующийся ныне ВКС РФ самолет РЭБ Ил-22ПП «Порубщик». Ожидается, что перспективный российский самолет радиоэлектронной борьбы сможет осуществлять радиоэлектронное подавление любых целей — наземных, воздушных, морских и космических. 

    Комментируя эту информацию, Виктор Мураховский сообщил, что, по его мнению, для подавления спутниковой группировки потенциального противника, включая США, отечественным ВКС понадобится не менее четырех эскадрилий «Порубщиков-2». 

    В публикациях российских СМИ сообщается, что эскизный проект этой грозы спутников уже готов. Скоро ожидается начало опытно-конструкторских работ. Во многом окончательные сроки готовности нового «Порубщика» будут зависеть от того, когда новый воздушный комплекс РЭБ будет адаптирован к его носителю. В нашем случае в качестве последнего выступает перспективный средний военно-транспортный самолет Ил-276, он же СВТС (средний военно-транспортный самолет).

    Многоцелевой транспортный самолет.

    Здесь интересны два момента. Как водится, один из них плохой, а второй — хороший.

    Неприятный момент заключается в том, что первые разработки нового среднего военно-транспортного самолета, призванного заменить в ВВС России «антоновскую» линейку военно-транспортных самолетов (Ан-12, Ан-26 и Ан-72), стартовали еще в самом начале «нулевых». Проблемой было то, что у «ильюшинцев» не было денег на создание такой машины. 

    Зато деньги были у индийцев, которые очень хотели получить для своих ВВС новый средний военно-транспортный самолет. Как следствие была достигнута договоренность между Россией и Индией о совместном создании МТС — многоцелевого транспортного самолета. Однако постоянно меняющиеся требования индийской стороны в итоге привели к тому, что проект МТС закончился на стадии выполнения ОКР и до постройки летающего самолета так и не «дотянул». 

    Попытка «ильюшинцев» реанимировать создание замены Анов под названием СВТС в 2014 году успеха не имела. 

    Ситуация усугублялась еще и тем, что министерство обороны России долгое время в деле разработки перспективного среднего военно-транспортного самолета делало ставку не на проекты «ильюшинцев», а на разрабатываемый совместно с Украиной Ан-70. Который, как мы знаем, ВВС России в итоге так и не получили.

    Ан-70.

    Следствием этой многолетней авиационной «мелодрамы» стало то, что на текущий момент Россия не имеет перспективного среднего военно-транспортного самолета в металле. Данное обстоятельство способно серьезно притормозить программу разработки, испытаний и принятия на вооружение «Порубщика-2».

    Приятным же моментом можно считать то, что с приходом в 2017 году на пост генерального директора ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» Алексея Рогозина идея создания в России перспективного среднего военно-транспортного самолета возродилась. Созданный на «Ильюшине» проектно-технический комплекс (фактически — новое КБ), используя технологический задел, полученный в ходе проектирования МТС, подошел к созданию СВТС на куда более современном, чем в начале «нулевых», уровне. 

    Так, в прошлом году на «Ильюшине» в инициативном порядке началось проектирование совершенно нового самолета, ныне известного как Ил-276. То, как продвигаются работы над этой машиной, дает надежду на удачное завершение длительной эпопеи с созданием в России перспективного среднего военно-транспортного самолета.

    Ил-22ПП.

    Крылатый универсал

    Напомним, что Ил-276 видится своим создателям как машина, занимающая по грузоподъемности промежуточное положение между перспективным легким транспортным самолетом Ил-112 и тяжелым «ветераном» Ил-76. При этом Ил-276 имеет более короткую, чем у Ил-76, но абсолютно такую же в сечении грузовую кабину.

    По словам специалистов, это позволит Ил-276 перевозить до 80% номенклатуры грузов, транспортируемых сейчас с помощью Ил-76, но с куда меньшими затратами. Перспективный средний военно-транспортный самолет должен будет иметь возможность обходиться без специально оборудованных взлетно-посадочных полос, при необходимости используя для взлета или посадки грунтовые ВПП. 

    Декларируемые характеристики «двести семьдесят шестого» в теории позволяют получить современную и по-настоящему многоцелевую машину, на базе которой можно будет выпускать самолеты самого широкого спектра назначения: базовый «транспортник», РЭБ, заправщик, ретранслятор, пожарный, санитарный, ледовой разведки и т.д. По отзывам специалистов, Ил-276 обещает стать очень востребованной машиной, причем не только в России, но и за рубежом.

    Надо полагать, осознавая, что процесс разработки перспективного среднего военно-транспортного самолета в России, мягко говоря, затянулся, в начале лета 2018 года «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» Дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации сообщил, что сертификационные испытания Ил-276 впервые в отечественном авиастроении будут проводиться совместно с государственными. Де-факто, эта новация способна серьезно ускорить начало серийного производства Ил-276, а значит, и заметно приблизить срок появления летающего «Порубщика-2».

    Когда же следует ожидать начала серийных поставок Ил-276? 

    Многоцелевой транспортный самолет.

    За ответом на этот и другие вопросы, связанные с перспективным средним военно-транспортным самолетом, Федеральное агентство новостей обратилось непосредственно к ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». Вот какую информацию от представителя «ильюшинцев» ФАН получил. 

    Как говорится, ждем

    — Работы над перспективным средним военно-транспортным самолетом стартовали в России чуть ли не 18 лет назад, при этом до сих пор до стадии летающего образца так и не продвинулись. Сохраняется ли востребованность Ил-276 для наших Вооруженных сил? Насколько нужен проект этого самолета в 2018 году?

    — Востребованность в Ил-276 бесспорно сохраняется. До конца 2030 года необходимо обеспечить комплектование авиационных частей такими самолетами, так как к тому времени Ан-12 будет уже полностью выведен из эксплуатации. 

    — После того как индийцы «вышли из игры», стороной, наиболее заинтересованной в создании нового отечественного среднего военно-транспортного самолета, стало Министерство обороны РФ. В связи с чем нашим военным потребовался СВТС?

    — Решение подготовить и согласовать тактико-техническое задание на отечественный СВТС согласно требованиям Министерства обороны России было принято в связи с тем, что приближается время замены Ан-12. 

    — На каком этапе сейчас находятся работы над Ил-276?

    — В настоящее время Ил-276 находится на этапе эскизного проектирования. Кроме того, уже выполнены продувки полной модели самолета с гладким и механизированным крылом на крейсерских режимах полета. 

    — На каком предприятии планируется организация серийного производства Ил-276?

    — Серийное изготовление Ил-276 планируется организовать на ульяновском «Авиастар-СП».

    — Какие двигатели получит серийный самолет и имеются ли они уже в наличии?

    — Пока двигателем первого этапа рассматривается ПС-90А-76. Однако в качестве основного двигателя все же рассматривается ПД-14. 

    ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина».

    — В октябре 2017 года руководитель программы в ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» Игорь Бевзюк сообщил по Ил-276 следующую информацию: «Завершение конструкторских работ, подготовку производства и первый вылет мы планируем в первом квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры — это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году». С октября 2017 года озвученный Бевзюком график работ над новым российским средним военно-транспортным самолетом не изменился? 

    — Завершение основной массы работ и первый вылет планируется осуществить в 2023 году, а начало серийных поставок самолета — в 2026 году.

    Итак, можно надеяться, что лет через пять-шесть долгожданный «Порубщик-2» сможет наконец-то подняться в небо. Как говорится, ждем.

    Автор: Андрей Союстов