Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

«Мы стояли перед яркой и горячей стеной огня»: на германском фрегате «Саксония» взорвалась ракета

0 Оставить комментарий

«Мы стояли перед яркой и горячей стеной огня»: на германском фрегате «Саксония» взорвалась ракета

21 июня на фрегате ВМС ФРГ «Саксония» произошел взрыв ракеты. Сведения об этом на первые полосы германских газет не попали. Но постепенно информация о подробностях ЧП все же становится достоянием общественности.

Судя по всему, дело было так.

На 25 июня — 6 июля в НАТО были намечены уже ставшие традиционными ежегодные комплексные учения противолодочных сил Североатлантического альянса. Они проводились у побережья Норвегии и носили кодовое название Dynamic Mongoose – «Стремительный мангуст». Это некий намек на небезызвестного киплинговского Рикки-Тикки-Тави, лихо расправлявшегося с кобрами. Под последними в случае с Dynamic Mongoose-2018 подразумевались, разумеется, российские субмарины.

Участниками «Мангуста» в этом году должны были стать США, Норвегия, Дания, Германия, Польша, Нидерланды, Испания и Турция. В активной фазе учений предполагалось задействовать три морских патрульных самолета, две подводные лодки и семь надводных боевых кораблей. Начальник штаба ВМС США адмирал Джон Ричардсон не преминул воинственно заявить телекомпании NRK:

«Русские должны смотреть на это, как на мощный сигнал о том, что мы с Норвегией укрепляем партнерство!»

Но, как водится, достаточно быстро что-то пошло не так. Сигнал получился вовсе не столь мощным, как хотелось бы адмиралу Ричардсону, да и адресован он оказался вовсе не русским…

«Мы стояли перед яркой и горячей стеной огня»: на германском фрегате «Саксония» взорвалась ракета

Во второй половине июня два германских фрегата УРО (с управляемым ракетным оружием) F219 Sachsen и F214 Luebeck покинули родной порт, чтобы совершить переход к берегам Норвегии для участия в Dynamic Mongoose-2018. Еще до начала учений F219 Sachsen и F214 Luebeck должны были отработать задачи ПВО, поэтому в четверг 21 июня оба германских корабля вошли в район морского полигона неподалеку от авиабазы Аннейя.

Тестирование зенитных управляемых ракет и их пусковых установок никаких проблем не выявило — фрегаты легли на параллельные курсы, а их экипажи с легким сердцем приготовились к стрельбам.

Первую появившуюся мишень F219 Sachsen сбил уверенно. Вертикальная пусковая установка Mk 41 Mod 10 и зенитная управляемая ракета Standard SM-2 Block IIIA отработали штатно. После появления второй мишени флагманский фрегат успешно ее обнаружил и взял на сопровождение. Командир фрегата Мирко Вилкен разрешил пуск второй Standard SM-2 Block IIIA. Вот тут-то и начались проблемы.

Стартовый ускоритель ракеты сработал, но сама она по какой-то причине осталась в шахте пусковой установки. Почему Standard SM-2 Block IIIA там застряла, выяснить не удалось, так как через мгновение у ракеты заработал маршевый двигатель, вызвавший взрыв. У шахты пусковой установки оторвало крышку, а в небо на высоту почти 150 метров поднялся огненный гейзер.

Разлетевшееся во все стороны пылающее ракетное топливо устроило пожар не только в ракетной шахте, но и поверх крышек остальных шахт пусковой установки. Поскольку Mk 41 Mod 10 находилась прямо перед мостиком фрегата, наблюдение огненного облака, закрывшего всю носовую часть корабля, оставило у комсостава F219 Sachsen неизгладимые впечатления. Наиболее лаконично их описал командир отряда германских фрегатов Томас Хакен, позже сообщивший:

«Мы стояли перед яркой и горячей стеной огня!»

«Мы стояли перед яркой и горячей стеной огня»: на германском фрегате «Саксония» взорвалась ракета

Впечатления у офицеров F219 Sachsen по итогам случившегося ЧП могли оказаться еще более яркими — как никак, под охваченными огнем крышками пусковой установки находились еще три десятка зенитных управляемых ракет. К счастью, экипаж и автоматика германского фрегата не подвели: система пожаротушения сработала практически мгновенно.

На идущем справа от F219 Sachsen фрегате F214 Luebeck успели лишь непечатно выразиться, когда пламя над флагманом уже исчезло. Весь в дыму, красуясь потрескавшейся от высокой температуры окраской мостика, F219 Sachsen продолжал идти вперед как ни в чем не бывало. Фатальных повреждений корабль не получил. Потерь среди экипажа, если не считать пары матросов, «переживших сильный стресс», тоже не оказалось. От момента команды Вилкена «Пуск!» и до исчезновения пламени над пусковой установкой аварийного фрегата прошло всего 37 секунд…

Согласно сообщению американского ресурса Naval Today, германские фрегаты прервали стрельбы. Уже утром 22 июня корабли прибыли в норвежский порт Харстад, чтобы оценить полученный ущерб, попытаться определить причины аварии и оценить масштабы ремонта, необходимого для возвращения на базу.

В Харстаде стало ясно, что у F219 Sachsen пришли в негодность пусковая установка, ряд подпалубных помещений и мостик. Поскольку эти повреждения не отразились на мореходных качествах пострадавшего корабля, Томас Хакен немедленно предложил F219 Sachsen и F214 Luebeck  отправиться назад в Германию. Об участии в «Мангусте» немцам, конечно, пришлось забыть. Вот такой «мощный сигнал» получился у НАТО. Причем, направлен он оказался явно не русским, а германским ВМС и ВПК.

«Мы стояли перед яркой и горячей стеной огня»: на германском фрегате «Саксония» взорвалась ракета

Напомним, что у тех в последнее время дела как-то не клеятся. В конце декабря 2017 года агентство военного ведомства ФРГ по закупкам BAAINBw сообщило, что в связи с неудовлетворительными результатами серии приемочных испытаний, новейший фрегат германских ВМС F222 Baden-Württemberg возвращается к построившей его верфи Blohm + Voss. Это был первый подобный прецедент за всю истории ВМС ФРГ!

20 февраля 2018-го в ежегодном отчете уполномоченного бундестага по делам военнослужащих бундесвера были перечислены и другие неутешительные факты. Процитируем этот документ: «К концу прошлого года вышли из строя шесть из шести [наших] подводных лодок». Далее в отчете отмечается, что «списание старых боевых кораблей происходит гладко и вовремя, но введение в строй новых запаздывает на годы».

Ну и «вишенка на торте» — из предусмотренных для ВМС ФРГ 15 фрегатов имеются только 9, которые большую часть времени проводят не на боевой службе в море, а на верфях, где они непрерывно ремонтируются. Теперь в ремонт отправится и F219 Sachsen со своей героически обугленной надстройкой. 

В общем, перефразируя шекспировского Марцелло, можно сказать, что не все благополучно в Германском королевстве. Быть может, с учетом этого Берлину стоит пореже принимать участие в воинственных танцах НАТО возле рубежей РФ? Глядишь, так время и средства для решения собственных германских проблем найдутся.

 

 

Автор: Андрей Союстов