Лента новостей Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Малайзия и Голландия «включают заднюю»: выводы МО РФ о Boeing пошли на пользу

0 Оставить комментарий

Малайзия и Голландия «включают заднюю»: выводы МО РФ о Boeing пошли на пользу

31 мая вещающий на страны Азии сингапурский новостной канал ChannelNews Asia опубликовал заметку под красноречивым заголовком «No conclusive evidence Russia behind MH17 downing: Malaysia transport minister», который можно перевести как «Нет никаких убедительных доказательств российского следа в катастрофе рейса MH17, сообщил министр транспорта Малайзии». 

В тот же день голландское издание Het Parool тоже обратилось к трагической тематике рейса MH17, выложив на своем сайте текст «Blok sluit stappen tegen Oekraïne niet uit» — «[Глава МИД Нидерландов] Блок не исключает санкций против Украины».

Обе публикации явно идут вразрез с устоявшимся на Западе мнением, что главной, а возможно и единственной страной, несущей ответственность за гибель рейса MH17, является Российская Федерация. 

С учетом того, что погибший Boeing 777 принадлежал авиакомпании Malaysia Airlines и в свой последний полет направился из Амстердама, имея на борту большинство пассажиров с голландским гражданством, именно Малайзия и Нидерланды априори рассматривались мировым сообществом как «локомотивы» расследования обстоятельств катастрофы рейса MH17. 

Тем большее удивление у этого самого сообщества вызвали вчерашние публикации ChannelNews Asia и Het Parool. Оказывается «мировой тренд на убедительно доказанную вину Москвы в деле MH17» не такой уж и «мировой». Да и пресловутая «вина» Москвы не столь уж и «доказана»!.. 

Малайзия и Голландия «включают заднюю»: выводы МО РФ о Boeing пошли на пользу

Крупнейшая авиакатастрофа

Напомним, с чего все началось. Одним из знаковых событий 2014 года стала катастрофа Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, совершавшего рейс МН17 по маршруту Амстердам—Куала-Лумпур. В результате трагедии, произошедшей 17 июля в Донецкой области, погибли все находившиеся на борту — почти 300 человек. Эта трагедия стала крупнейшей авиакатастрофой XXI века на постсоветском пространстве и одной из крупнейших за всю историю авиации. 

21 июля 2014 года Совбез ООН принял резолюцию № S/RES/2166, осуждающую действия, приведшие к гибели рейса MH17, и призвал к всестороннему сотрудничеству всех государств и ответственных лиц при проведении международного расследования причин катастрофы. 

Увы, но полноценно реализовать данную резолюцию в части того самого международного расследования не получилось. В этом сыграло свою отрицательную роль как то, что место падения лайнера пришлось на зону боевых действий, так и то, что в силу коллизий внешнеполитического характера была нарушена нормальная коммуникация между Киевом и Москвой. 

Главным же фактором, похоронившим надежды на вскрытие истинных причин гибели малайзийского Boeing, стала произошедшая с подачи Киева и Вашингтона подмена ключевых понятий. Она выразилась в замене квалифицированного расследования, осуществляемого в рамках международного правового поля, антироссийской пропагандистской кампанией, сопровождавшейся произвольным толкованием событий и фактов в пользу якобы существования в деле MH17 «русского следа». 

Как и в последующем случае с делом Скрипалей, Россия де-факто оказалась отстранена от т.н. «расследования», активные участники которого оставили Москве лишь одну «привилегию» — безальтернативное признание собственной вины. На что, Москва, разумеется, не согласилась. Дальнейшие годы, прошедшие с момента гибели MH17, были насыщены многочисленными попытками заинтересованных сторон докопаться до истины. Точнее — до нужной им истины. 

Россия старалась доказать, что ни она, ни ополченцы Донбасса никакого отношения к гибели MH17 не имели. Иными словами, ответственность за гибель MH17 Москва возлагала на Киев. Если говорить более адресно, то — на расчет самоходной огневой установки (СОУ) 9А310М1 зенитного ракетного комплекса «Бук-М1» ВСУ, поразивший зенитной управляемой ракетой (ЗУР) рейс MH17 из района населенного пункта Зарощенское. По крайней мере, это явствовало из заключения специалистов российского концерна «Алмаз-Антей», подкрепленного данными экспериментов.

В свою очередь, США, Украина и ряд иных, следовавших в фарватере американской политики, государств, отстаивали версию, согласно которой Россия переправила на юго-восток Украины СОУ ЗРК «Бук», при помощи которого из района контролировавшегося повстанцами населенного пункта Снежное и был сбит Boeing Malaysia Airlines. 

«Доказательная база», если так можно выразиться, этой версии в значительной мере базировалась на непроверенных данных, почерпнутых из соцсетей, а часто и на заведомых фейках, сфабрикованных украинской стороной. При этом доступ к ключевым свидетелям, действительно имеющим возможность пролить свет на обстоятельства катастрофы 17 июля 2014 года, таким как авиадиспетчер Анна Петренко, Украина до сих пор не обеспечила… 

Малайзия и Голландия «включают заднюю»: выводы МО РФ о Boeing пошли на пользу

Расследование и псевдорасследователи

Российские выводы выдерживали фактчекинг куда лучше, чем откровенно притянутая за уши аргументация Вашингтона, Киева и Ко. Но… 

Но некоторая растерянность российской стороны на начальном этапе событий, характеризуемая одновременной трансляцией отечественными СМИ целого «букета» взаимоисключающих вариантов гибели MH17 (от «в Boeing посадили уже мертвых пассажиров — он был обречен» до «лайнер оказался сбит самолетом ВСУ»); доминирующий на Западе образ России как «страны-агрессора»; некритичное восприятие иностранной аудиторией заявлений российских оппонентов, включая небезызвестных «независимых экспертов» из Bellingcat; отсутствие допуска российских представителей к международному «расследованию»; сознательное игнорирование предоставленных российской стороной материалов со стороны Совета по безопасности Нидерландов (DSB) и Объединенной следственной группы (JIT) — все это не позволило России публично доказать в соответствующих международных структурах свою невиновность, зато привело к усилению международного давления на Россию. 

С другой стороны, и оппоненты России не могли похвастаться тем, что «вина Москвы на 100% доказана».

24 мая 2018 года JIT представила очередной (уже второй) доклад, согласно которому «Бук», сбивший малайзийский Boeing, принадлежал 53-й бригаде ПВО российских Вооруженных сил. Отметим важный нюанс — в докладе был озвучен тип и идентификационные данные ракеты, поразившей, по мнению членов JIT, малайзийский лайнер. 

МО РФ немедленно подвергло сомнению достоверность доклада JIT. Российских военных удивила нацеленность нидерландского следствия на использование в качестве доказательств лишь отфотошопленных фоток из соцсетей.

Несмотря на это, 25 мая Нидерланды и Австралия сообщили, что признают «ответственность России» за поставку ЗРК «Бук», который «использовался для того, чтобы сбить MH17». После чего обе страны призвали Россию вступить в переговоры «для установления справедливости» в деле MH17. 

По сути, России в очередной раз было предложено бездоказательно признать свою вину, на что наша страна в очередной раз ожидаемо не согласилась. 

Вместо этого в игру вновь вступило МО РФ, мягко напомнившее общественности, что указанный в докладе JIT серийный номер двигателя ЗУР «Бука» принадлежал ракете, изготовленной в 1986 году. По отечественным стандартам, эта ракета подлежала утилизации через 25 лет. Соответственно, использование в 2014 году данной ракеты Вооруженными силами РФ было просто невозможно. 

Зато использование этой же ракеты ракетчиками ВСУ было более чем вероятно. Ведь при разделе советского наследства Украине досталось около 20 дивизионов ЗРК «Бук» с положенным им по штату запасом ракет. С 1991 года украинские арсеналы новыми ракетами для «Буков» не пополнялись, что вынуждало ВСУ раз за разом продлевать сроки использования имеющихся в наличие ракет советского производства… 

Малайзия и Голландия «включают заднюю»: выводы МО РФ о Boeing пошли на пользу

Курочка по зернышку клюет…

Заявление МО РФ явно заставило многих за рубежом задуматься. После чего и «ахнули» вдруг публикации в ChannelNews Asia и Het Parool. 

Вторая примечательна тем, что ранее уже не раз озвучиваемая властями Нидерландов (и вызывающая в Киеве почти истеричную реакцию) мысль о том, что Украина была обязана летом 2014 года полностью «закрыть небо» для пассажирских самолетов над Донбассом, начинает повторяться Амстердамом все чаще и громче. Что чревато для Киева трансформацией своего положения в деле MH17 из статуса «свидетеля» в статус «ответчика». 

Первая же публикация, цитирующая министра транспорта Малайзии Энтони Лока, для Киева и его покровителей является вообще «бомбой замедленного действия». Напомним, Лок заявил: 

«Нет убедительных доказательств, позволяющих обвинить Россию на основе данных Объединенной следственной группы. Нельзя просто показать пальцем на Россию». 

Вот так. Почти 4 года разбирательств — и министр страны, лайнер которой якобы «сбили по вине России», резюмирует: доказательств вины Москвы нет! Но самолеты сами по себе, как известно, не падают. Раз в катастрофе MH17 нет вины Москвы, значит ответственность за падение лайнера лежит на… Как говорится — нужное вписать. За вычетом Москвы, разумеется. 

Чем было вызвано заявление Лока, гадать не стоит. Скорее всего, тут сыграл свою роль целый комплекс причин, включая невнятные результаты «международного расследования» и никуда не исчезнувшие иски родственников погибших пассажиров к Malaysia Airlines. Но не исключено, что до сведения господина министра была доведена информация, созвучная той, которую недавно опубликовал полковник в запасе Виктор Мураховский, главный редактор журнала «Арсенал Отечества»: 

«ЗУР — это изделия строгого учета. В формуляре каждой ЗУР записаны: уникальной номер самой ракеты и ВСЕ установленные детали с перечислением своих номеров. Формуляр «путешествует» вместе с ЗУР, все перемещения и работы с ЗУР (например, передача на арсеналы ГРАУ, склады РАВ, выдача на СОУ или ПЗУ, количество часов эксплуатации, проведенных на самоходе и т.п.) фиксируются в документации службы РАВ и формуляре изделия. Дубликат формуляра хранится на заводе-изготовителе… Если до развала СССР ракета ушла в ПрикВО, КВО или ОдВО — все это у нас задокументировано. Кажется мне, что эту «инфобомбу» мы придерживаем до момента, когда Нидерланды выступят с официальными обвинениями на каком-либо судилище».

Таким образом, Москва имеет возможность в пока еще гипотетическом суде (а не с какой-то трибуны) одномоментно обнулить главное доказательство JIT «вины России». Кое-как построенный на фундаменте этого доказательства «карточный домик» обвинений рухнет. Под этими «руинами» окажутся погребены не только планы дальнейшей травли России под лозунгом ее «виновности» в деле MH17, но и возможность получения от Москвы каких-либо сумм для удовлетворения исков, выдвинутых родственниками погибших пассажиров лайнера. А значит платить по этим счетам придется той же Малайзии. 

Греет ли эта мысль Энтони Лока? Вряд ли. Вывод? Пора подыскивать нового виновника крушения MH17. Чем, судя по всему, господин министр транспорта Малайзии и озаботился, вычеркнув из списка обвиняемых Россию. 

Курочка, как известно, по зернышку клюет. Не исключено, что в ближайшем будущем у Энтони Лока появятся подражатели из других стран. Не исключено, что даже из Нидерландов. В конце концов, оплачивать иски из своего кармана никто не хочет, заставить это сделать Россию не получается — так не вспомнить ли о том, что MH17 летел не в чьем-нибудь, а именно в украинском небе?.. 

Новости партнеров

Новости партнеров