Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Сомали по-украински: Россия научилась душить государственное пиратство Киева

0 Оставить комментарий

Сомали по-украински: Россия научилась душить государственное пиратство Киева

На этой неделе стало известно, что корабли Краснознаменного Черноморского флота начали выдвижение в назначенные им зоны патрулирования. Озвученная цель данной операции — прикрытие российского побережья в районе Сочи во время проведения чемпионата мира по футболу. 

Приказ — консула не пускать

Конечно, полосой черноморского побережья от сочинского Морвокзала до устья реки Псоу район ответственности КЧФ не исчерпывается. Например, кроме участия в «Сирийском экспрессе» и несения боевой службы в составе постоянного оперативного соединения Военно-Морского Флота Российской Федерации в Средиземном море, корабли КЧФ привлекаются также к охране зоны строительства Крымского моста. 

Таким образом, не стоит удивляться, что в настоящий момент ВМФ РФ вместе с береговой охраной Пограничной службы ФСБ РФ оказался на переднем крае борьбы с украинским государственным пиратством.

Оно началось с периодических попыток осуществления силовых акций ВМСУ и Морской охраны Государственной пограничной службы Украины в отношении перешедших в 2014 году вместе с Крымом под российскую юрисдикцию платформ «Черноморнефтегаза». Затем в конце 2017 года на траверзе села Курортное последовал приснопамятный абордаж следовавшего из Абхазии в Варну танзанийского каботажника Whisper. Наконец, 24 марта 2018 года украинские пограничники в зоне совместного рыболовства Азовского моря остановили и захватили российский сейнер «Норд». 

Пираты-«прикордонники» отобрали у рыбаков из Керчи российские паспорта и опломбировали трюм «Норда», где находились 6 тонн тюльки. Вслед за этим «Норд» был под конвоем отведен в Бердянск. 

Попутно до сведения рыбаков довели, что им инкриминируется статья 204 ч. 2 кодекса об административных правонарушениях Украины — «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее». Потенциальное наказание — штраф от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест на срок до 15 суток.

Сомали по-украински: Россия научилась душить государственное пиратство Киева

Помимо этого, капитану «Норда» Владимиру Горбенко украинская сторона инкриминировала статью 332-1 УК Украины — «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства». Наказание — ограничение свободы на срок до 3 лет или лишение свободы на тот же срок, с конфискацией транспортных средств.

Действия, предпринятые МИД РФ по горячим следам случившегося для освобождения российского судна, а также его команды, успехом не увенчались. Украинцы не только «завели дело» на Горбенко и его людей, но и воспрепятствовали доступу на борт «Норда» российского консула. 

Последнее аргументировалось следующим образом. Якобы имеющиеся у рыбаков российские паспорта и иные документы РФ, на основе недавно принятого на Украине закона о временно оккупированных территориях, считаются недействительными. А раз так, то экипаж «Норда» по-прежнему имеет украинское гражданство. Соответственно, российскому консулу на задержанном сейнере делать нечего!..

После массы злоключений два члена экипажа «Норда» все же смогли вырваться на Родину. Но восемь других рыбаков, включая капитана сейнера, Украина до сих пор отказывается отпустить. Сам «Норд» тоже до сих пор не вернулся в Керчь. 

Надо полагать, что эти обстоятельства, плюс приближающееся завершение строительства первой линии Крымского моста, а также маячащий на горизонте мундиаль и необходимость реализации в связи с этим соответствующего комплекса мер безопасности, подвигли, наконец, Москву на кое-что большее, чем выражение глубокой озабоченности.

Сомали по-украински: Россия научилась душить государственное пиратство Киева

«Флибустьеры» сидят по домам

Первым тревожным звонком для украинцев 1 апреля стало требование МИД РФ к Киеву — немедленно освободить экипаж и снять арест с судна, вернув его владельцу. Официальный представитель МИД России Мария Захарова тогда отметила: «Налицо очередная провокационная выходка украинских властей в отношении граждан РФ. Применительно к экипажу судна украинские пограничники действовали просто как сомалийские пираты».

3 апреля последовало заявление российских силовиков, что КЧФ готов обеспечить безопасность судоходства в северо-восточной части Черного моря и акватории Азовского моря после инцидента с задержанием украинскими пограничниками сейнера «Норд». 

Тогда же достоянием общественности стала информация, согласно которой управление ФСБ России в Крыму возбудило уголовное дело в отношении сотрудников госпогранслужбы Украины, задержавших «Норд», по статье «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава». 

Наконец, в Азово-Черноморском территориальном управлении Росрыболовства была создана оперативная группа, призванная координировать действия этого ведомства с пограничными управлениями, обеспечивая информирование о местонахождении рыболовных судов в Азовском море для недопущения новых пиратских действий со стороны Украины. 

Первыми почувствовавшими, что в давно сложившемся на Азовском море status quo что-то меняется, стали незадачливые украинские «флибустьеры». Точнее — сотрудники Морохраны Госпогранслужбы Украины. Их плавсредства одномоментно вдруг попрятались в гаванях Мариуполя, Бердянска и Геническа. Российские пограничники рассекали по Азовскому морю в удивительном одиночестве! Стоило им провести пару-тройку строгих досмотров в зоне совместного рыболовства, как исчезли с горизонта и украинские рыбаки. 

Сомали по-украински: Россия научилась душить государственное пиратство Киева

Путина была в самом разгаре. Но теперь она проходила без какого-либо участия граждан Украины. Вместо выхода на лов те начали строчить жалобы на самодурство… собственных «прикордонников», спровоцировавших пусть и неспешную, но болезненную реакцию России. 

Однако, Киеву, похоже, неприятности собственных рыбаков были до лампады. Зашевелились вершители судеб Украины только тогда, когда потихоньку-полегоньку российские пограничники начали ужесточать режим досмотра судов, следовавших через Керчь-Еникальский канал в украинские порты Азовского моря и обратно. 

Причем российская сторона эти свои действия афишировать не торопилась. Но гуляющие по кулуарам Верховной рады слухи о возросшей частоте досмотров в акватории Азовского моря судов, следующих в Мариуполь и из Мариуполя, говорили сами за себя. Каждый досмотр влек за собой остановку судна, а значит и издержки судо- и грузовладельцев, связанные с задержкой рейса. 

В Киев пошли рекламации. Из Киева ВМСУ и морским «прикордонникам» спустили распоряжение обеспечить «беспрепятственное следование судов в Азовском море». Но баланс сил и средств явно был не в пользу Украины… 

Украинские адмиралы громко разглагольствовали о необходимости силой обеспечить бесперебойность судоходства на линии Керченский пролив—Мариуполь и, гораздо тише — о том, что… «в текущий момент это не представляется возможным сделать».

Сомали по-украински: Россия научилась душить государственное пиратство Киева

«Русские вторглись!..»

Самым неприятным для Украины в этот момент являлось не только общее военное превосходство России на Черном и Азовском морях, но и то, что в акватории древней Меотиды наша страна действовала абсолютно в рамках международного морского права. 

В отчаянии украинцы усилили педалирование темы угрозы, которую несет для судоходства строящийся Крымский мост. В Киеве один за другим озвучивались все более вздорные идеи, подразумевающие передачу моста под международный контроль, что, мол, станет залогом сохранения свободы судоходства в Керченском проливе. 

В то же время никаких конструктивных для России подвижек с «делом «Норда» не наблюдалось. С учетом данных «экзерсисов», Москва принялась наращивать давление на Киев. Как известно, русские долго запрягают, но быстро ездят. Начиная с конца апреля, события не просто «быстро поехали», а буквально понеслись.

30 апреля украинская сторона сообщила, что российские пограничники остановили в Керченском проливе два теплохода, которые шли на Украину из Греции и Израиля, а на следующий день — судно из Италии. В свою очередь, в крымском управлении ФСБ пояснили, что проверки иностранных судов проводятся в полном соответствии с международным морским правом. И добавили с заметной флегмой: «Замечаний и претензий со стороны судовладельцев из-за проверок не поступало». 

В ответ на ухудшающуюся для Украины ситуацию в Азовском море, одесский суд арестовал российский земснаряд «Печора». Правда, поскольку на момент «ареста» земснаряд находился в Крыму, иной реакции кроме хмыканья на действия украинских «партнеров» со стороны российских властей не последовало. 

Украинские рыбаки продолжали избегать появляться в Азовском море, но почему бы не попробовать половить рыбку в море Черном? Правда, там основные места традиционного лова после 2014 года оказались в исключительной экономической зоне России… Но риск, как известно, благородное дело! 

Сомали по-украински: Россия научилась душить государственное пиратство Киева

Рискнули. Тут же выяснилось, что зря. 

4 мая российский пограничный сторожевой корабль «Аметист» западнее мыса Тарханкут задержал украинское рыболовное судно «ЯМК-0041» (порт приписки — Очаков). Как сообщили в ФСБ, украинские рыбаки вели незаконную добычу камбалы в исключительной экономической зоне России. Судно и пятерых членов его экипажа доставили в Крым. У браконьеров изъяли несколько километров сетей. Разрешения на пересечение украино-российской границы у «ЯМК-9941» не оказалось. Это был вынужден признать и пресс-секретарь Госпогранслужбы Украины Олег Слободян

Дальше — больше. Обширные районы Азовского моря стали «закрываться» силовиками РФ для проведения там учений. Международному морскому праву это не противоречило, но еще больше стесняло украинское судоходство. 

С момента ввода в строй первой очереди Крымского моста досмотр российской стороной судов, следовавших через Керчь-Еникальский канал, приобрел практически тотальные масштабы. С целью освидетельствования один за другим были остановлены (то есть задержаны на достаточно значительное время) суда, следовавшие из Мариуполя: Southern Breeze, Eren, Maxal Raise, Behcet и т.д. 

Задержание турецкого балкера Behcet особенно встревожило украинцев, так как, по их словам, оно было осуществлено всего в 7 милях от Бердянска. Руководитель проекта «Майдан закордонних справ» Андрей Клименко немедленно разразился гневной филиппикой: 

«Русские вторглись в фиолетовую линию — 12-мильную зону, то есть в территориальные воды Украины!..»

Сомали по-украински: Россия научилась душить государственное пиратство Киева

Еще не вечер

Чтобы как-то выправить ситуацию на Азовском море, украинцы стали подумывать о постройке канала из Азовского моря в Черное по территории Херсонской области. В условиях современной Украины эта идея отдает чистой фантастикой, тем не менее «Укргидропроекту» было поручено проработать необходимый аванпроект. 

Одновременно в Киеве задумались о переброске по суше из Одессы в Мариуполь своих недавно построенных малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155, шифр «Гюрза-М» — дабы Украине было чем «обеспечивать свободу мореходства» в азовских водах. В ответ на эти мрии Москва перебросила на Азовское море из состава Каспийской флотилии артиллерийские катера АК-201, АК-248 и АК-326. 

К слову, на 1 июня сего года запланирован подъем военно-морского флага на новейшем малом ракетном корабле-«калиброносце» КЧФ «Вышний Волочек» (проект 21631, шифр «Буян-М»), также вполне способном действовать в акватории Азовского моря. 

С учетом иных боевых единиц, которые в случае необходимости Россия может стянуть на Азовское море из состава КЧФ, Каспийской флотилии и Береговой охраны Пограничной службы ФСБ, этого «с ушами» хватит, чтобы уверенно контролировать акваторию Азовского моря. Если потребуется, Россия без особых проблем может даже на постоянной основе возродить Азовскую военную флотилию. 

Тем временем украинские рыбаки в Мариуполе, Бердянске и Геническе продолжают куковать на берегу, не рискуя выходить в море. Грузооборот Мариупольского порта, стабильно снижавшийся после 2014 года, но в начале нынешнего усилиями украинцев несколько подросший, вновь пошел вниз. И есть все основания полагать, что это, фигурально выражаясь, «еще не вечер». 

Россия уже «запрягла» и уменьшать давление на Украину явно не собирается. Тем более что та продолжает удерживать у себя «Норд» и большую часть его команды.

Автор: Андрей Союстов