Общество
Имперский штандарт над «Полтавой»: в Лахте спущен на воду линейный корабль
Россия
Дело в отношении отца экс-полковника МВД Захарченко поступило в московский суд
Следующая новость
Загрузка...

    Имперский штандарт над «Полтавой»: в Лахте спущен на воду линейный корабль

    Имперский штандарт над «Полтавой»: в Лахте спущен на воду линейный корабль

    27 мая Санкт-Петербург весело, шумно и с фейерверком отпраздновал свое 315-летие. Погода стояла для Питера просто изумительная — безоблачное небо и совсем по-летнему пригревающее солнце. На расположенной же в Лахте подле «газпромовской» высотки исторической верфи наблюдалась откровенная жара. 

    Причем, жара — в прямом и переносном смысле. Там не только майское солнце разогрело воздух до откровенно «пляжных» значений, но и впервые в России с октября 1916 года спускали на воду… линейный корабль. За событием наблюдал корреспондент Федерального агентства новостей.

    Впервые!..

    Впервые в истории современной России линейный корабль был построен частным предприятием. 

    Впервые в истории современной России линейный корабль спускался под императорским штандартом на фок-мачте. 

    Впервые в истории России линейный корабль спускали на воду краном. 

    Впервые в истории современной России новопостроенный линейный корабль являлся двухдечным и соответствовал Fourth Rate по британской системе рангов. 

    Впервые в истории современной России линейный корабль был рассчитан на оснащение парусным вооружением общей площадью 1059 кв. метров, мог принять на борт 54 пушки и имел корпус, изготовленный из дуба. 

    Впервые в истории современной России линейный корабль строился в соответствии с конструкторскими решениями императора Петра Первого и корабельного мастера, капитана корабельного, а затем и капитан-командора Федосея Скляева

    Впервые… Впрочем, стоп. Иначе у нас весь текст из этих самых «впервые» будет состоять. 

    27 мая на верфи в Лахте действительно происходило для реалий России второго десятилетия XXI века нечто, мягко говоря, фантастическое. Косвенно это подтверждалось и присутствием на мероприятии таких знаковых лиц, как глава «Газпрома» Алексей Миллер, полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, главком ВМФ России Владимир Королев, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, а также командор яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров.

    Имперский штандарт над «Полтавой»: в Лахте спущен на воду линейный корабль

    Морской ветер рвал с фалов флаги расцвечивания, норовил унести с голов форменные фуражки и треуголки. Начищенная медь военно-морского оркестра пускала ослепительные блики. Зрительские места и заякоренные неподалеку от верфи яхты были забиты людьми до отказа. Канонир поднес запальную трость к фитилю корабельной шестифунтовки. Грохот выстрела разорвал тишину, гулким эхом покатился по волнам. 

    Началось!..

    Знаменная рота почетного караула, промаршировав мимо установленной на берегу артиллерийской батареи, вынесла флаг Российской Федерации, Андреевский флаг и флаг Санкт-Петербурга. Гимн. Слово предоставляется главе «Газпрома» Алексею Миллеру:

    «При Петре I Россия стала империей, она стала империей во многом благодаря российскому Флоту. Именно здесь, на Петербургских верфях, закладывались славные военные победы России, и первым кораблем, который был построен на Адмиралтейской верфи, стал 54-пушечный линейный корабль «Полтава». Через 300 лет в знак уважения к этому знаменательному событию мы приняли решение восстановить этот легендарный корабль…»

    Вот так в Лахте, в День города Санкт-Петербурга, на исторической верфи «Полтава» стартовала торжественная церемония спуска реплики флагмана Петра Первого — 54-пушечного линейного корабля 4-го ранга «Полтава».

    Имперский штандарт над «Полтавой»: в Лахте спущен на воду линейный корабль

    ФАН достаточно подробно освещал в сентябре прошлого года тему удивительного проекта по постройке новой «Полтавы». Теперь пришло время кое-что добавить.

    Марка из детства

    Для меня история «Полтавы» началась с увиденной в глубоком детстве советской почтовой марки 1971 года выпуска. На прямоугольном кусочке бумаги под розой ветров плыл вдаль трехмачтовый парусник. Его левый борт был утыкан двумя рядами пушечных портов, а корма богато изукрашена. Слева помещалась лаконичная надпись: «Корабль «Полтава». Справа — год спуска на воду: «1712». Судя по этой дате, корабль явно относился к парусникам эпохи Петра Первого…

    Марка периодически «путешествовала» в качестве книжной закладки по страницам «Острова Сокровищ», «Одиссеи капитана Блада» и «Вокруг света на «Коршуне», пока, увы, не потерялась. Время шло, я подрос и начал увлекаться стендовым моделизмом. В какой-то момент мне пришла в голову идея: а почему бы не попробовать построить модель того самого прекрасного парусника из своего детства? 

    Имперский штандарт над «Полтавой»: в Лахте спущен на воду линейный корабль

    54-пушечная «Полтава» проектировалась лично царем-плотником и стала первым линейным кораблем, построенным на Адмиралтейских верфях в самый разгар Северной войны. Это еще больше подогревало мой интерес к кораблю, но с моделью, как говорится, «не взлетело». Прошерстив доступные источники в поисках чертежей «Полтавы», я их, к своему удивлению, не обнаружил. 

    Чертежи первого российского линейного корабля «Гото Предестинация», спущенного на воду Петром в 1700 году, имелись. Чертежи любимейшего Петром линейного корабля «Ингерманланд», спущенного на воду в 1715-м, тоже были. А вот чертежей «Полтавы», спущенной на воду в 1712 году, нигде отыскать не удалось. Имелась лишь гравюра голландца Питера Пикарта, датированная то ли 1712, то ли 1713 годом. Судя по одинаковому ракурсу изображений «Полтавы» на гравюре и на упоминавшейся выше почтовой марке, художник последней просто «позаимствовал» свое видение «Полтавы» у Пикарта. Нет чертежей — нет и модели, увы.

    История с почтовой маркой и поисками чертежей «Полтавы» канула в прошлое, как и сам 54-пушечный линейный корабль. Тем больше я был ошеломлен, узнав, что в современной России нашлись люди, всерьез взявшиеся в 2013 году за создание не модели, а настоящей «Полтавы»!.. 

    Зачем нужна «Полтава»?

    Имперский штандарт над «Полтавой»: в Лахте спущен на воду линейный корабль

    Автором достаточно нетривиальной идеи создания полноразмерной реплики исторического корабля стал давний поклонник петровского гения, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. Для реализации этой инициативы в Лахте под руководством Андрея Грошикова была создана историческая верфь «Полтава». 

    Нельзя сказать, что для ее сотрудников воссоздание исторического парусника стало абсолютно новым занятием — как раз нет. Основу коллектива «полтавцев» составили те, кто во второй половине 1990-х построили реплику 28-пушечного петровского фрегата «Штандарт». Но водоизмещение «Полтавы» было раза в четыре больше, чем у фрегата, так что назвать постройку реплики линейного корабля повторением пройденного было нельзя.

    И все же объем работ «полтавцам» предстоял поистине колоссальный. Что, на взгляд непосвященного, закономерно вызывало большие сомнения в целесообразности реализации проекта восстановления «Полтавы». Хорошо помню, как при личной встрече с Андреем Грошиковым я не удержался и спросил: неужели в XXI веке нужен парусник начала XVIII века? 

    «Конечно, нужен! — решительно ответил генеральный директор исторической верфи и тут же уточнил: — В первую очередь, он нужен не столько Санкт-Петербургу или нам, сколько нашим детям. Нужен для того, чтобы они руками и даже носом почувствовали связь времен и неразрывность нашей истории. Служба на петровском флоте была отнюдь не сахар. Теснота, сырость, качка, строжайшая дисциплина — не каждый такое выдерживал. Но те, кто выдерживал, творили историю России. Вот эти люди и должны становиться кумирами наших подростков, а не голливудский Джек Воробей. Получить возможность прикоснуться к великой эпохе, попробовать примерить на себя — вот для чего нужна «Полтава».

    Имперский штандарт над «Полтавой»: в Лахте спущен на воду линейный корабль

    Чертежей первого построенного на Адмиралтейских верфях линейного корабля действительно не сохранилось. Но за достаточно небольшой промежуток времени «полтавцы», оттолкнувшись от гравюры Пикарта, уцелевшего листа с чертежом мидель-шпангоута, пропорций английских кораблей из регламента 1706 года из Памятной записной книжки Петра Первого и сохранившихся чертежей аналогичных «Полтаве» 50-пушечных кораблей того же времени смогли изготовить эскизные чертежи линейного корабля «Полтава».  

    После того как проработка чертежей была закончена, начался процесс постройки реплики. Следует понимать, что для этого «полтавцам» пришлось осуществить феноменально большой фронт работ, перманентно возрождая технологические цепочки XVIII века. И коллектив исторической верфи с этим справился! 

    «Полтаву» строили в точном соответствии с кораблестроительной практикой петровских времен. Для создания реплики использовались дуб, лиственница и корабельная сосна. Детали соединялись деревянными гвоздями — нагелями, коваными болтами и гвоздями. Разумеется, современные требования к конструкции, постройке и эксплуатации деревянных парусных судов неизбежно вносили в проект воссоздания флагмана Петра свои коррективы. Но при осмотре реплики неспециалист упомянутых новаций, например использование специальной пропитки и химических консервантов для предохранения корпуса «Полтавы» от воздействия окружающей среды, скорее всего, просто не заметит.

    Небывалое бывает

    Исходно создатели старого-нового корабля планировали уложиться в петровский срок постройки — три года. Но, как говорится, гладко было на бумаге…. Во-первых, к XXI веку многие компетенции в области деревянного кораблестроения оказались банально утеряны. Во-вторых, Петр Первый имел возможность задействовать на верфи куда больше людей, чем Грошиков со товарищи. В-третьих, многие проблемы петровских времен к началу постройки второй «Полтавы» серьезно усугубились. 

    Возьмем корабельный лес. Если Петр испытывал трудности лишь с его своевременной доставкой, то к моменту старта работ над репликой «Полтавы» вообще было непонятно, где можно отыскать подходящие дубовые бревна диаметром 1 и длиной до 12 метров. Таких размеров деревья достигают после 200-летнего возраста! Если они где-то и уцелели, то кто их разрешит спилить? 

    Читайте также: Какая страна, такой и флот: российский КЧФ бьет ВМС Украины по всем статьям

    Петру отчаянно не хватало артиллерийских орудий, и корабли вооружали всем, что было под рукой, включая трофейные стволы. А теперь попробуйте ответить на вопрос: где в современной России частный кораблестроитель может разместить заказ на 54 чугунные гладкоствольные корабельные пушки? Ладно — пусть не настоящие пушки. Пусть лишь их массогабаритные макеты. Но все же — где их изготовить? 

    А где отыскать канаты и тросы требуемого диаметра, если нужные типоразмеры таковых вообще сейчас нигде не производятся? Маленькое уточнение — общая длина всех канатов и тросов «Полтавы» составляет порядка 10 км. Где? Это? Все? ВЗЯТЬ?!..

    Имперский штандарт над «Полтавой»: в Лахте спущен на воду линейный корабль

    Самое удивительное, что «полтавцы» справились. Придумали. Нашли. Рассчитали. Изготовили. Вычислили, как удобнее всего будет из строительного ангара выкатить и спустить на воду рукотворное деревянное чудо водоизмещением 1210 тонн, наибольшей длиной 46,19 метра и наибольшей шириной 11,69 метров. 

    А затем главный строитель «Полтавы» Михаил Плеханов по морской традиции положил в степс мачты «Полтавы» монету на удачу, и реплика наконец-то двинулась в сторону своей родной стихии — к морю. 27 мая киль линейного корабля впервые коснулся волн. 

    Когда-то, в мае 1703 года, три десятка лодок с солдатами Преображенского и Семеновского лейб-гвардейских полков под командованием Петра Первого и Александра Меншикова в устье Невы лихо взяли на абордаж два шведских корабля. Так было положено начало Балтийскому флоту России. Участники боя получили памятные медали с надписью «Небывалое бывает». Думается, что после 27 мая 2018 года все причастные к постройке и спуску на воду реплики «Полтавы» имеют право тот же девиз размещать над своими рабочими местами. Кто-кто, а уж «полтавцы» точно это заслужили.

    Достраиваться «Полтава» будет в Яхт-клубе Санкт-Петербурга. Предположительно, на это потребуется около 10 месяцев. За указанное время на реплике будут установлены мачты, такелаж, паруса, уложен балласт, размещены все положенные по штату ММГ пушек, завершена внутренняя отделка. Ориентировочно, уже 20 июня на «Полтаву» будут возобновлены экскурсии. 

    После окончания всех строительных работ реплика линейного корабля станет центром большого современного интерактивного музейного комплекса, посвященного морской истории России.

    В качестве P.S. 

    После церемонии спуска на воду реплики «Полтавы» главком ВМФ России Владимир Королев напомнил, что кораблестроительной программой до 2050 года предусмотрена постройка учебного парусника для нужд ВМФ. В связи с этим вспомнились слова Андрея Грошикова о том, что после «Полтавы» создание реплики того же прославленного брига «Меркурий», оптимизированной под учебный корабль Черноморского флота, историческая верфь осилит буквально на «раз-два». Так может, имеет смысл в одном благом начинании совместить планы ВМФ и компетенции исторической верфи «Полтава»?..

    Автор: Андрей Союстов