Общество
Работу отняли, вот и бастуем: махачкалинские водители маршруток столкнулись с беспределом
Весь мир
Канадец подал в суд на Apple из-за браслета Apple Watch
Следующая новость
Загрузка...

    Работу отняли, вот и бастуем: махачкалинские водители маршруток столкнулись с беспределом

    Работу отняли, вот и бастуем: махачкалинские водители маршруток столкнулись с беспределом

    В столице Дагестана уже вторую неделю бастуют водители маршрутных такси. Жители Махачкалы вынуждены часами ждать муниципальный транспорт. Корреспонденты Федерального агентства новостей попытались выяснить у шоферов, что именно вызвало их протест.

    О том, что десятки водителей махачкалинских маршруток объявили бессрочную забастовку, корреспонденты ФАН узнали практически сразу, как только приехали в город. Об этом говорят местные таксисты, торговцы на рынке и горожане на остановках. Одним словом, весь город знает о начавшейся «войне» на местном рынке перевозок, лишившей рабочих мест несколько десятков опытных шоферов. И, как это заведено в Дагестане, большинство предпочитает говорить о самой забастовке, а не о ее причинах.

    Найти самих бастующих оказалось делом непростым. Корреспондентам ФАН пришлось объездить несколько узловых стоянок и поговорить с доброй дюжиной шоферов, прежде чем нам показали место сбора «отказников» — площадь перед городским железнодорожным вокзалом. Обнаружить бастующих водителей на площади оказалось просто — они сидели группой возле своих простаивающих машин.

    На вопрос, что же послужило причиной забастовки, один из водителей по имени Магомед с досадой сообщил:

    «Работу у нас отняли, вот и бастуем! У тебя вот работу отними — тоже, небось, бастовать выйдешь!»

    После этого шоферы заговорили наперебой, словно стремясь выплеснуть все накопившееся внутри разочарование в жизни и во власти. Как выяснилось, городской комитет по транспорту недавно провел закрытый тендер на организацию перевозок по нескольким центральным магистралям Махачкалы, даже не уведомив об этом перевозчиков, которые к тому моменту на них работали. В итоге тендер выиграла некая компания-перевозчик «Астория», аффилированная, по словам водителей, с петербургскими транспортными структурами.

    Пару недель назад на нескольких ключевых маршрутах появились новенькие «Газели» и «Форды», владельцы которых просто объявили здешним водителям: «Теперь здесь работаем мы». Попытки местных шоферов вытеснить чужаков с привычных маршрутов закончились ничем. Комитет по транспорту пояснил: компания «Астория» работает в городе на вполне законных основаниях, к тому же их новые минивэны предоставляют более качественный сервис и меньше загрязняют городской воздух.

    «У нас более полусотни опытных водителей остались без работы! — возмущается Муса. — А у них у всех семьи, которые надо кормить! У многих — по несколько малолетних детей! Но власти на это, похоже, просто наплевать. Весь город знает о нашей забастовке, но за все время никто из мэрии или комитета по транспорту даже не подумал к нам обратиться! Видимо, их все устраивает. А может, им просто хорошо заплатили за невмешательство в ситуацию!»

    Впрочем, все вопросы корреспондентов ФАН о том, кто именно стоит за компанией «Астория», вторгшейся на местный транспортный рынок, и кому в мэрии заплатили за невмешательство, остаются без ответа. Такие темы простые махачкалинцы стараются публично не обсуждать, поясняя, что, мол, город маленький, все быстро становится известно, и завтра за лишние разговоры тут могут легко вырвать язык. В буквальном смысле.

    Махачкалинские водители говорят: даже обычная система извоза в городе построена по кабальному принципу. Любой водитель, выходящий на маршрут, утром должен авансом заплатить транспортной компании 4 200 рублей, и за весь день работы не только «отбить» эту сумму, но и выйти в прибыль. Теперь же это станет намного сложнее, ведь большинство самых доходных маршрутов в городе прибрали к рукам представители компании «Астория».

    Работу отняли, вот и бастуем: махачкалинские водители маршруток столкнулись с беспределом

    Но самое печальное, подчеркивают водители, — жаловаться в данной ситуации просто некому. Чиновники в мэрии и комитете по транспорту делают вид, что «все сделано по закону, в рамках улучшения транспортного обслуживания горожан». А потерявшие работу шоферы вынуждены либо переквалифицироваться в таксистов (это те, у кого есть еще и легковая машина), либо молча, сжав зубы, продолжать свой безнадежный протест в надежде на некую абстрактную справедливость. Впрочем, местные эксперты восприняли страдания водителей без особого трагизма.

    Работу отняли, вот и бастуем: махачкалинские водители маршруток столкнулись с беспределом

    «Понимаете, эти люди привыкли годами работать сами на себя, и приход в Махачкалу новых компаний-перевозчиков не означает для них стопроцентную потерю работы. Эти же компании часто предлагают им перейти в свой состав, но – на твердую фиксированную зарплату. Многих частных водителей это не устраивает. Они не понимают, что в крупной транспортной компании они получат за свою работу 30–35 тысяч рублей в месяц, в то время как на частном извозе имели тысяч 20. Похоже, для них «лучше меньше денег, зато своих кровных». Это типичное стереотипное мышление», — говорит сопредседатель местного отделения Общероссийского народного фронта Мухтар Оздеаджиев.

    «Эти забастовки — типичный передел рынка перевозок, и это следует воспринимать без трагизма, — подчеркивает дагестанский политолог Магомед Магомедов. — Несколько лет назад транспортная отрасль Махачкалы переживала довольно своеобразный период, когда с городских улиц практически исчезли муниципальные автобусы и троллейбусы. Тогда в качестве альтернативы для горожан остались только маршрутки, и местные водители на какой-то момент почувствовали себя «королями рынка». Многие из них ездили и ездят на минивэнах, которые по своему состоянию — просто железная рухлядь, из-за чего в Махачкале постоянно происходили аварии.

     При этом работа водителя маршрутки стала для многих водителей семейным бизнесом, когда, допустим, отец, два сына и их родственники работают на частных маршрутках. Понятно, что новые транспортные компании, покупающие лицензию и имеющие новый автопарк, вынуждены приходить на местный рынок перевозок «нахрапом», ставя эти семейные предприятия, что называется, перед фактом. Те объявляют им войну, отказываются переходить на наемную работу и, разумеется, бастуют в знак протеста. Но на деле эти «войны маршрутчиков» являются столкновением старого и нового уклада работы, это прямое следствие того, что рынок пассажирских перевозок постепенно цивилизуется и выходит из «тени», — резюмирует Магомедов.    

    Автор: Юрий Котенок; Илья Свердлов