Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Спорт
Кришито останется в «Зените» и будет капитаном команды
Экономика
"Мелкий торг" Белоруссии мешает евразийской экономической интеграции
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    "Мелкий торг" Белоруссии мешает евразийской экономической интеграции

    9:15  4 Октября 2014  /обновлено: 23:01  27 Октября 2015
    326

    «Мелкий торг» Белоруссии мешает евразийской экономической интеграции

    Откладывание ратификации договора о ЕАЭС выглядит попыткой шантажа Решение палаты представителей Национального собрания Белоруссии отложить рассмотрение законопроекта «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» не может не сказаться негативно на темпах процесса реинтеграции «общего рынка» на постсоветском пространстве. Вряд ли уместно тормозить принятие основополагающих законов лишь ради того, чтобы попытаться поспешно решить проблемы налогового законодательства в нефтяной отрасли. Экономическая интеграция России, Белоруссии и Казахстана, учитывая общую историю и во многом сохранившиеся хозяйственные и культурные связи, является процессом взаимовыгодным. Интеграционные процессы служат катализатором развития внутренних торгово-экономических и кооперационных связей каждой из стран-участниц, повышают конкурентоспособность национальных производств и усиливают общую роль стран союза в мировой хозяйственной системе. Но, в силу многих внутренних и внешнеполитических причин, на этом пути стоит много препон. Поэтому подготовительная работа была разделена на ряд последовательных этапов, которые могут быть пройдены только при доброй воле и деятельном участии каждой стороны. Недаром «разделение властей» максимально сбалансировано между странами‑участницами Евразийского экономического союза: штаб-квартира Евразийской комиссии будет располагаться в Москве, суд ‑ в Минске, финансовый регулятор ‑ в Алма-Ате. Евразийский экономический союз - следующая, более высокая стадия интеграции после создания Таможенного союза и Единого экономического пространства. Его создание завершает формирование крупнейшего общего рынка, охватывающего 170 млн человек на постсоветском пространстве - нового континентального центра экономического развития. Экономический потенциал евразийской интеграции высок: совокупный объем экономики превышает 2 трлн долларов, в том числе выпуск промышленной продукции ‑ 1,5 трлн долларов, а перспективный интеграционный эффект к 2030 году может составить до 900 млрд долларов прироста совокупного ВВП. Путь к подписанию договора о создании Евразийского экономического союза занял несколько лет. Он основывается на единой договорно-правовой базе этих международных объединений, сформированной в результате большой и длительной работы: были состыкованы нормативно-правовые базы трех стран, полностью устранены или существенно снижены барьеры, препятствующие свободному движению товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Кроме того - унифицированные нормы и требования были приведены в соответствие с правилами ВТО. Но после вступления договора в силу гармонизация национальных законодательств займет еще десять лет. Договор о создании ЕАЭС, объем которого - около 700 страниц, президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали 29 мая 2014 года в Астане. Первая часть договора посвящена целям и задачам интеграции и определяет статус союза как полноценной международной организации. Вторая часть формулирует механизмы экономического взаимодействия и обязательства в отраслевой интеграции. Ратификация договора всеми странами-участницами необходима для того, чтобы документ вступил в силу, и Евразийский экономический союз начнет полноценно работать с 1 января 2015 года. До совместно намеченных сроков времени остается немного, да и процедура ратификации, учитывая высокую отлаженность политических систем России, Белоруссии и Казахстана, представляется в большей степени технической процедурой. Россия, выступая инициативной стороной и флагманом интеграционных процессов, первой ратифицировала договор о созданий Евразийского экономического пространства. Темпы оказались рекордно быстрыми, как, впрочем, и в других безотлагательных ситуациях недавнего времени: 26 сентября договор о создании союза был ратифицирован Государственной Думой РФ, 1 октября - Советом Федерации. После прохождения обеих палат Федерального Собрания закон о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе был подписан президентом России Владимиром Путиным. 1 октября проект закона «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» был одобрен парламентом Казахстана. «Этот документ, ‑ отметил министр национальной экономики страны Ерболат Досаев, ‑ определит основы внешней экономической политики государства на многие годы вперед. В непростых условиях снижения темпов мирового экономического роста Казахстан в Евразийском экономическом союзе создаст необходимый фундамент для диверсификации экономики, повышения производительности труда, вхождения в тридцатку наиболее конкурентоспособных стран мира». На этом фоне ратификация договора о создании Евразийского экономического союза Белоруссией выглядит явно запаздывающей. Повод, которым объясняют промедление депутаты палаты представителей Национального собрания Белоруссии, выглядит частным и довольно меркантильным: «налоговый маневр» России в нефтяной отрасли. Звучат мнения, что принятие новых правил может снизить поступления средств в государственный бюджет и ухудшить положение нефтеперерабатывающих предприятий Белоруссии. России предлагается пойти на компенсацию «ценой вопроса» в миллиард долларов ‑ до конца 2017 года полностью отказаться взимать с Белоруссии экспортные пошлины на нефтепродукты. Увязка крупных долгоиграющих политических вопросов с частными, техническими, сугубо финансовыми может восприниматься как шантаж и потребовать от контрагента немало выдержки и готовности к компромиссу. Подобная «особая позиция» в отношении признания Абхазии, Южной Осетии, а теперь и Новороссии выглядит скорее не принципиальной, а средством выиграть мелкие преференции. Задержка Белоруссией ратификации выглядит, говоря дипломатическим языком, не вполне корректной в преддверии намеченной на октябрь встречи в Минске глав стран‑участниц Евразийского экономического союза. Темпы интеграционных процессов с Белоруссией и Казахстаном, безусловно, крайне важны для России. Попытка одной из стран решить свои частные вопросы в ущерб общему делу может сослужить плохую службу грядущему расширению союза. Нужно помнить, что в очереди на вступление в Евразийский экономический союз стоят Киргизия и Армения, большой интерес также проявляют и другие страны - дальнего зарубежья. Не стоило бы подавать им плохой пример - пользы в итоге не будет никому. Павел Былевский

    Автор: Алексей Громов
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях