Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Федеральный бюджет: будет ли «расти» российская экономика?

Федеральный бюджет: будет ли «расти» российская экономика?

20:41  3 Октября 2014  /обновлено: 23:02  27 Октября 2015
516

Федеральный бюджет: будет ли «расти» российская экономика?

Федеральный бюджет: будет ли «расти» российская экономика? Первые чтения законопроекта о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 гг. запланированы на 24 октября. Этот документ разрабатывался в тяжёлых для российской экономики условиях применения секторальных санкций со стороны западных стран. Но установка на сохранение основных целей и приоритетов — развитие экономики, сохранение социальных обязательств — осталась, и более того — стала ключевой. Сегодня в Москве эксперты-экономисты рассуждали о том, какой путь российская экономика должна выбрать, и будет ли она расти — или нас ожидает экономический коллапс.

Заставить банки работать на российскую экономику — и она оживёт

На пресс-конференции в Москве член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров отметил ключевые параметры этого законопроекта: «Сохраняются социальные расходы, как запланировано ранее, три года назад; рост расходов на оборонную безопасность, поскольку реализуется государственная программа по перевооружению армии и повышению оборонной безопасности». Он подчеркнул, что рост расходов на «оборонку» не явился следствием событий последнего полугода — «это ранее запланированные были цифры, они сейчас реализуются». Также планово подверглись сокращению инвестиционные программы, но «в целом объём бюджета увеличился по сравнению с прошлым годом на 10%, это очень значительный рост». То есть, по словам депутата, российская экономика с точки зрения налогов и сборов остаётся на подъёме. Фёдоров высказал мнение, что бюджет достаточно сбалансирован и отражает расстановку ранее имеющихся приоритетов бюджетного планирования, но заметил, что при обсуждении законопроекта «главный вопрос звучал не в контексте бюджета». Корневой вопрос, в результате решения которого российская экономика испытает действительный подъём и обретёт второе дыхание — это, по словам Фёдорова, «изменение банковской политики и политики Центрального банка». «Это как раз напрямую связано с санкциями, — поясняет эксперт. — Мы понимаем, что главный инструмент санкций — это лишить Россию денег, в этом смысл санкций. Бюджетных денег санкции лишить нас не могут, а могут лишить только инвестиционных денег. Лишение права России на использование иностранных инвестиционных денег — а почему иностранных? Потому что российских нет: у нас так устроена экономическая система страны, что отсутствуют национальные инвестиционные средства в принципе, как институт». Институт национальной частной собственности в России также отсутствует, — отмечает он. — Все крупнейшие состояния России носят зарубежную юрисдикцию по своему размещению, по заключению договоров, по обороту — по сути, у России нет института национального крупного бизнеса». Жестокая борьба идёт за изменение принципов российской экономики и запуск национальных инвестиционных механизмов, говорит Фёдоров: «Это ровно то, о чём говорит президент, требуя снизить процентные ставки, отказаться от Базеля-3. Запуск самой европейской модели банковской системы в РФ — любой предприниматель в Германии, во Франции, в Англии — даже в Греции, где кризис — может спокойно получить кредит под 3% годовых. В России — 25-30%». Фёдоров отметил, что бюджет не может вечно тащить экономику, масштаб возможностей стандартного механизма поддержки экономики за счёт банковской системы, то есть инвестирования, эффективнее по сравнению с бюджетом в двадцать раз. «Спросите любого предпринимателя России, и он скажет — у меня десятки проектов, но у меня нет денег, чтобы их реализовать, — говорит депутат. — То, что у него нет денег, с точки зрения немца или француза — это непонятное явление: если у тебя есть проекты, есть обеспечение — вот тебе деньги, три процента, пожалуйста, строй заводы и фабрики». И это действительно противоестественное явление — отсутствие поддержки отечественного бизнеса со стороны российских банков, и Фёдоров уверен, что решив эту проблему, можно перевернуть российскую экономику с головы на ноги, она начнёт интенсивно развиваться и работать себе в прибыль: «Учитывая, что Россия — самая богатая страна в мире, сочетание принципов, которые существуют в так называемых развитых экономиках, с богатствами нашей страны автоматически даёт гигантский экономический рост. В этом случае санкции пойдут России очень сильно на пользу, они заставят Россию запустить внутренний инвестиционный механизм». «Думаю, при втором чтении бюджета за это тоже будет борьба: будем пробивать политику по европеизации политики Центрального банка России — или американизации, или японизации, — потому что у всех этих стран низкие процентные ставки и лояльный механизм поддержки банковской системы национальных экономик, — напоминает Фёдоров. — У всех, кроме России». Борьба будет, но «если удастся это пробить, гарантирован экономический рост России, с учётом её богатств, 15-20% годовых». Это, по словам Фёдорова, влечёт за собой и рост зарплат, пенсий, увеличение количества рабочих мест: «Это гарантия. Этот механизм работает в десятке стран».

Если экономика станет расти, — объяснения этому найти не удастся

Директор Института стратегического анализа "ФБК" Игорь Николаев, в отличие от Евгения Фёдорова, настроен скептически: «В этом году мы ожидаем профицитный бюджет по исполнению, а запланирован дефицитный — это информация, которая наводит на определённые размышления». По статьям дохода в бюджете на 2015 год заложено немногим более 15 трлн рублей, по расходам — 15,5 трлн, сообщает Николаев: «Дефицит федерального бюджета запланирован в объёме 0,6% от ВВП. Если говорить о доходах, то это 19,5%, по расходам — больше 20%». Эксперта заботит вопрос, «насколько выдержан принцип достоверности»: «Проект бюджета исходит из того, что экономика у нас будет расти. Базовый сценарий в 2015 году +1,2%, это прогноз Минэкономразвития, именно он был использован Минфином при составлении проекта федерального бюджета, — рассуждает директор Института стратегического анализа. — Вроде бы небольшая цифра. Что значит для бюджета, если она, скажем, завышена или, наоборот, занижена?» Для наглядности Николаев привёл пример: «Цена одного процента роста ВВП для дохода в бюджет — это около 200 млрд рублей, если вы ошибаетесь на 2%, а роста не происходит, идёт недобор в 400 млрд рублей, а у нас дефицит запланирован примерно в таких объёмах». Он напомнил, что показатели роста экономики в последние годы неуклонно снижались: «снижаются и сейчас, с такой тенденцией мы уходим в 2015 год, а расчёты строим исходя из того, что экономика переходит к росту». И даже прогноз Минэкономразвития с его формулировкой о росте инвестиций «в результате возобновления роста инвестиционного спроса за счёт компаний инфраструктурного сектора и госинвестиций» не убеждает эксперта: «А с чего у нас инвестиционный рост возобновится? Да, инвестиции государственные по транспорту, по дорогам увеличиваются, но в целом мы же понимаем, какие проблемы будут решать те же компании. Им бы с долгами расплатиться». Коснулся Николаев и конкретных статей бюджета, находя в каждой своё «но». Например, он подчеркнул, что в законопроекте федерального бюджета «увеличиваются расходы на дорожное хозяйство — на 20 с лишним процентов и на транспорт около 30 — это хорошая подвижка, но в нынешних условиях хотелось бы, чтобы подобного рода приоритеты были более ярко выделены, потому что экономическая ситуация диктует пересмотр приоритетов, а не безусловное их сохранение несмотря ни на что». В области здравоохранения сокращаются бюджетные расходы, отмечает Николаев, — на 21,4% по сравнению с показателями предыдущего года, — и это также смущает эксперта-либерала: «говорят, что мы переходим на одноканальное финансирование, теперь на это страховые деньги будут идти, но надо учитывать — когда экономика уходит в минус, то этих страховых денег, которые получаются от бизнеса, от того, как работает экономика, будет гораздо меньше. Выделено на здравоохранение меньше, а вот будет ли это компенсировано страховыми деньгами в условиях падающей экономики, большой вопрос». Никакого позитива, на взгляд Николаева, в нынешней экономической ситуации в России нет, он абсолютно уверен, что экономика расти не собирается: «Два года назад экономика росла на 0,3-0,4%, в прошлом году на 1,3%, в этом году будет около нуля, а в следующем 1,2%. Мы сомневаемся в достоверности расчётов доходов хотя бы исходя из того, что экономика вдруг станет расти — нужно объяснить тогда, с чего рост начнётся: вот такая устойчивая тенденция к понижению и вдруг рост. Мы в своих оценках исходим из того, что такого роста не будет». «Мы слишком оптимистично посмотрели, что у нас будет с динамикой экономики и что у нас будет с ценами на нефть», — считает Николаев.

Российская экономика получила «волшебный пендель» в виде санкций

Евгений Фёдоров согласился с тем, что бюджет — «внатяжечку», но отметил, что это только потому, что рассматривается он в старой системе координат: «Как мы можем опираться на позицию министерства финансов и Центробанка, если основу этой позиции составляют официальные иностранные, американские консультанты?» США, напомнил Фёдоров, не скрывает своего стремления ослабить Россию, Великобритания не прочь её уничтожить — и после этого «Центральный банк привлекает иностранных консультантов, которые благополучно реализуют эту политику». Депутат сравнил эту ситуацию с привлечением Манштейна к борьбе с немецкими танками: «То же самое делают Центробанк и министерство финансов. Понятно, что всё это заводит в тупик нашу экономическую политику!» А дальше, по словам Фёдорова — нестабильность экономическая вырастет в политическую, дальше — Майдан и госпереворот. И необходимы радикальные меры, «глубокая реформа страны», с заморозков активов стран-агрессоров, национализацией, особыми полномочиями для президента, позволяющими влиять на политику Центробанка — «и тогда будет запущен национальный инвестиционный мотор». Ещё одна мера — отказ от валютных резервов: «Нет у Германии, США, Японии валютных резервов! Это признак недоразвитости экономики», — говорит Фёдоров. «Проблема инфляции в России носит внешний характер в связи с огромным количеством замещения долларами. Фактически экспортная инфляция. 700 млрд иностранных инвестиций в виде долларов и евро замещают рубли в российской экономике. Почему мы и говорим: вопрос главный, в том числе с точки зрения борьбы с инфляцией — замещение иностранных инвестиций на национальные», — говорит депутат. Имея в виду замещение 700 млрд долларов иностранных инвестиций национальной валютой, Фёдоров предлагает: «спокойно можно напечатать 25 трлн рублей — экономика не шелохнётся! Кроме одного — инфляция уйдёт в ноль, потому что она будет контролироваться национальными властями». Российской экономике нужен был «пинок», и она его получила в виде санкций. Это и вызов для неё и одновременно — повод перейти в другую категорию: «развивающиеся» — по-русски говоря, недоразвитые, заметил Фёдоров, — экономики всегда управляемы, зависимы от огромного количества субъективных факторов — иностранных инвестиций, рейтингов, оценок, указаний. И всё, что нужно сделать для того, чтобы приблизить индустриальный бум, по мнению Фёдорова, это «выполнить команды Путина». Мария Паршина

Алексей Громов
Закрыть