Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

«Радио Свобода»: восьмой десяток лет пропаганды против СССР и России

0 Оставить комментарий

«Радио Свобода»: восьмой десяток лет пропаганды против СССР и России

«Радио Свобода» пыталось повлиять на ход выборов президента России, состоявшихся 18 марта. Все время, предшествовавшее дню голосования, авторы издания изощрялись в колких тенденциозных статьях, а затем перешли к работе «в полях».

Два журналиста «Радио Свобода» накануне выборов обратились в штаб Ксении Собчак с просьбой предоставить им статус доверенных лиц. Журналисты планировали снимать документальный фильм про выборы, а статус доверенных лиц открывал все двери. Штаб Ксении Анатольевны пошел им навстречу, заранее оговорив важное условие: статус журналистам предоставлен только для съемок фильма.

Но в день выборов выяснилось, что в Кемеровской области на участках появились 200 наблюдателей с направлениями, выданными теми самыми журналистами «Радио Свобода». Эти наблюдатели пришли на участки одновременно с действительными наблюдателями от штаба Ксении Собчак.

Штаб кандидата, узнав о произошедшем, тут же отозвал у журналистов статус доверенных лиц. Какой же была реакция со стороны «Радио Свобода»? Главный редактор Ненад Пейич заявил, что журналисты уволены, поскольку нарушили правило «Свободы» о неучастии в политической деятельности.

Выходит, по мнению главного редактора «Свободы», то, что его издание агитировало за бойкот выборов, восхваляло блогера Алексея Навального и, напротив, нещадно критиковало президента Владимира Путина, — это в рамках журналистской этики?.. Это не участие в политической деятельности, а честная журналистика? В противном случае ему пришлось бы уволить себя самого. Что ж, вероятно, все это нормально для СМИ, получающих финансирование от американского Конгресса.

В этом году исполняется 71 год с начала официального пропагандистского радиовещания США на Советский Союз. В 1947 году первые репортажи на языках народов СССР прозвучали в эфире радиостанции «Голос Америки». Ну а масштабное пропагандистское вещание отдельного русского «голоса» стартовало через шесть лет, 1 марта 1953 года. В этот день вышла первая передача русской редакции «Радио Свободная Европа», которую сегодня знают как «Радио Свобода».

В материале Федерального агентства новостей — история развития радиостанции, рассказ о принципах ее работы и выполняемых ею проектах, анализ источников финансирования «Радио Свобода» и редакционной политики этого специфического СМИ.

Студия программы Liberty Live. Мюнхен

Пропаганда — это оружие

Создание отдельного, якобы «независимого» СМИ, которое не имело бы неприятных, с точки зрения пропаганды, ограничений, свойственных государственной радиостанции «Голос Америки», стало очевидным для американского правительства через несколько лет после начала «Холодной войны» с СССР.

Такое формально независимое СМИ могло бы вести подрывную радиопропаганду на зарубежные страны Восточного блока, формально не нанося ущерба репутации США. Существовавшая радиостанция «Голос Америки» для этого подходила слабо. Будучи официальным органом Конгресса США, она не могла осуществлять огульную критику СССР, его лидеров или общественного строя, не попадая под политические ограничения (David W. Mills. Cold War in a Cold Land: Fighting Communism on the Northern Plains, 2015).

В такой ситуации Центральное разведывательное управление предложило использовать для целей вещания на территорию СССР свою радиостанцию «Радио Свободная Европа». Было предложено усилить ее русской редакцией, в основном за счет русских эмигрантов «первой волны», но и с привлечением русских коллаборационистов, сотрудничавших с нацистской Германией и попавших на территорию западных стран во время Второй мировой войны.

В качестве официального прикрытия для финансирования со стороны ЦРУ была использована акция «Поезд Свободы», которая прошла в более чем 500 городах в 48 штатах Америки и преподносилась в прессе как «крестовый поход» против коммунизма (Richard H. Cummings. Radio Free Europe’s “Crusade for Freedom”: Rallying Americans Behind Cold Broadcasting, 2010). Руководить кампанией по сбору средств поручили одному из боевых генералов, главе американской зоны оккупации послевоенной Германии Люциусу Клею.

В рамках рекламной кампании был разработан детальный план мероприятий, в рамках которого доверчивым американским налогоплательщикам рассказывали об «ужасах коммунизма» и предлагали добровольно пожертвовать любые, даже скромные средства на американское вещание за «железный занавес». Для придания процессу пущей реалистичности все деньги, собранные во время акций, помечались как «доллары правды». Утверждалось, будто каждый такой доллар соответствовал одной минуте вещания на страны Восточного блока.

В результате этой «операции прикрытия» для нужд вещания «Радио Свободная Европа» было собрано лишь 1 млн 317 тысяч долларов США, чего хватило разве что на обеспечение первого года вещания радиостанции (Richard H. Cummings. The ether war: hostile intelligence activities directed against Radio Free Europe, Radio Liberty, and the émigré community in Munich during the Cold War, 2008).

Впрочем, даже прямой вояка Клей не смог удержаться в отведенных ему рамках общественника-самоучки, начав рубить правду-матку еще во время акции «Поезда Свободы». В одном из своих интервью 1951 года он заявил дословно следующее: «Нам нужен другой голос — голос, возможно, в меньшей степени регулируемый самим статусом государства и, ежели хотите, жестокий и разящий насмерть, голос… ведущий безжалостную, ничем не сдерживаемую психологическую войну, направленную на явно признаваемую цель — свержение коммунистического режима» (Широнин В.С. «Агенты перестройки: рассекреченное досье КГБ», 2010).

Интересным фактом является и то, что такие открыто пропагандистские ресурсы, как «Радио Свободная Европа», создавались изначально для «внешнего употребления». Так, одновременно с появления, начиная с 1948 года, под руководством Госдепартамента США и ЦРУ целой массы якобы «частных» организаций, нацеленных на подрывную деятельность против СССР, в Конгрессе США был принят так называемый акт Смита–Мундта.

Согласно данному закону, радиостанциям, в финансировании которых частично участвуют государственные органы США, в том числе для некоммерческой международной радиокорпорации «Радио Свобода», запрещается осуществлять вещание непосредственно для американских граждан. Основной целью этого закона, который, кстати, действовал вплоть до 2013 года, является желание правительства Соединенных Штатов оградить американских граждан от собственных пропагандистских заявлений, часто имеющих спорную направленность и содержание.

Американцам предлагали добровольно пожертвовать любые, даже скромные средства на американское вещание за «железный занавес»

От шпионской радиостанции — к официальному СМИ

В таком двусмысленном статусе «радиостанции на бюджете ЦРУ» будущее «Радио Свобода» просуществовало все 1950–60 годы.

Начальное вещание радиостанции в 1953 году стартовало на русском, армянском, азербайджанском, адыгейском, аварском, грузинском, ингушском, осетинском, чеченском, балкарско-карачаевском, казахском, киргизском, таджикском, узбекском, туркменском и татарском языках. В 1954 году началось вещание «Радио Свободная Европа» на украинском и белорусском языках, а в 1960-е годы — на каракалпакском, уйгурском и крымскотатарском.

В мае 1959 года радиостанция, вещающая на СССР, была выделена из состава «Радио Свободная Европа» и получила современное название — «Радио Свобода». Интересно, что первоначальным вариантом названия было «Радио Освобождение» (Radio Liberation), а название «Радио Свобода» (Radio Liberty) было выбрано в связи с тем, что Госдеп настоял на том, что слово «освобождение» может быть использовано в советской контрпропаганде.

Ведь вопрос «От кого и как освобождать?» в случае СССР и в самом деле оставался бы без внятного ответа. В то время как абстрактная «свобода», по мнению специалистов по пропаганде, была лишена такого весомого недостатка. При этом, несмотря на растущее напряжение между различными американскими ведомствами, вплоть до начала 1970-х годов «Радио Свобода» оставалось на бюджете ЦРУ и финансировалось им через сеть подставных «частных» антикоммунистических организаций.

Такое двойственное положение вызывало массу справедливых нареканий со стороны СССР и стран Восточного блока. Фактически, «Радио Свобода» с самого начала превратилось в опорный пункт американской разведки в Европе и служило европейским центром координации деятельности антисоветских и антикоммунистических организаций, в том числе и открыто подрывного, а то и террористического толка.

Так, вещание этой радиостанции неоднократно использовалось для инспирирования и координации антикоммунистических выступлений в странах Восточной Европы — в Восточном Берлине в июне 1953 года, в польской Познани в июне 1956 года, во время Венгерского восстания в 1956 году, в Чехословакии в 1968 году. При этом Госдепу все труднее становилось настаивать на выдуманном и искусственно поддерживаемом «независимом» статусе «Радио Свобода», что достаточно явно прослеживается в рассекреченных документах ЦРУ той эпохи (General CIA records, CIA-RDP80B01676R002600100042-9, 1957).

Кроме того, явная антикоммунистическая направленность «Радио Свобода», которая имела четко определяемый пропагандистский характер, вызвала ряд журналистских расследований, которые еще в 1960-е годы публично выявили «хвосты» ЦРУ в деятельности радиостанции (Martin J. Manning, Herbert Romerstein. Historical Dictionary of American Propaganda, 2004).

Парадоксально, но интерес американских журналистов к «Радио Свобода», которое никогда не вещало на территорию США, был инспирирован… антикоммунистами. Во время «охоты на ведьм» времен сенатора Джозефа Маккарти правый консервативный обозреватель Фултон Льюис инициировал расследование против тогдашнего руководителя «Радио Свободная Европа», чешского журналиста Фердинанда Пероутки, которого заподозрили в «сочувствии коммунизму» (Arch Puddington. The Cold War Triumph of Radio Free Europe and Radio Liberty, 2003).

Однако, начав копать от антикоммунистического расследования Льюиса, исследователи деятельности «Радио Свобода» без труда выяснили тайные, но вполне прослеживаемые связи радиостанции с ЦРУ, которые становилось все труднее маскировать за формально «независимым» и якобы «общественным» статусом радиостанции.

Итогом этого противостояния официального внешнеполитического ведомства США и кураторов «Радио Свобода» из ЦРУ при все более пристальном внимании американской общественности стал вынужденный компромисс в отношении статуса радиостанции. В рамках этого соглашения между прошлыми и будущими хозяевами «Радио Свобода», начиная с 1971 года, его финансирование было передано в ведение Конгресса США.

Впрочем, такое решение тут же вызвало к жизни публичный скандал. В 1972 году на публичных слушаниях в Конгрессе, которые теперь стали обязательными в связи с новым статусом «Свободы» как средства официальной пропаганды, американский сенатор Джеймс Фулбрайт потребовал немедленного закрытия радиостанции. В его речи обосновано прозвучало неприятие значительной частью официального американского истеблишмента любой связи с таким «токсичным» медиа-активом, как «Радио Свобода», которое справедливо считалось «рупором ЦРУ» и имело запятнанную репутацию.

Чтобы отстоять свое детище хотя бы в статусе теперь уже официального СМИ американского Конгресса, заинтересованным лицам, связанным с ЦРУ, пришлось пойти на открытый подлог. В газете Chicago Tribune была опубликована статья советского диссидента Андрея Дуброва, которая была преподнесена в виде «письма слушателя радиостанции из Москвы» и вышла под псевдонимом «Герман Смирновский» (Gherman Smirnovsky. Keep Radio Liberty Alive, 1972).

Для разрешения нарастающего скандала, грозившего перейти в войну всех со всеми на самом высоком уровне американского политикума, в мае 1972 года тогдашний президент США Ричард Никсон создал специальную комиссию, которая должна была определить будущее «Радио Свобода». Итогом работы данной комиссии стал очередной компромисс: с Конгресса США сняли обязанность по прямому финансированию «Радио Свобода», а вопросы финансов и определения редакционной политики радиостанции были возложены на отдельно созданную специально для этих целей структуру — Совет по международному вещанию (Board for International Broadcasting). Он стал подразделением исполнительной структуры американской власти, информационного агентства США (ЮСИА), имеющего статус министерства.

В ведение Совета к 1973 году были переданы все пропагандистские активы ЦРУ: вещающее на европейские страны Восточного блока «Радио Свободная Европа», вещающее на СССР «Радио Свобода», отвечающее за пропаганду против Кубы «Радио Марти» и ряд других радиостанций.

В 1976 году состоялось «возвращение в родную гавань»: официально «Радио Свобода» и «Радио Свободная Европа» были снова объединены, теперь уже под брендом русской редакции, получив единое название — «Радио Свобода».

Начальное вещание радиостанции в 1953 году стартовало на русском, армянском, азербайджанском, адыгейском, аварском, грузинском и других языках

Крах СССР и новая политика против России

В статусе органа Совета по международному вещанию «Радио Свобода» просуществовало с 1973 по 1990 годы. В 1990 году Совет был преобразован в Бюро по международному радиовещанию (Bureau of Broadcasting), которому поручили отвечать за все радиостанции международного вещания — как за «Радио Свобода» и «Радио Свободная Европа», так и за официальную правительственную радиостанцию США «Голос Америки».

С одной стороны, это свидетельствовало о росте статуса «Радио Свобода», которое окончательно становилось респектабельным СМИ без прошлых связей с ЦРУ. Но, с другой стороны, это было лишь отражением изменившейся международной обстановки. Слабеющий СССР уже не мог предъявлять претензии по поводу антисоветской пропаганды, а идеологические установки ельцинской России и вовсе были ориентированы на «сближение систем» и объявляли идеологическую борьбу пережитком прошлого.

В 1995 году, на фоне такой беззубой политики ельцинской России в части обеспечения собственного информационного суверенитета, «Радио Свобода» было даже зарегистрировано в Госкомпечати РФ как средство массовой информации.

С 1998 года «Радио Свобода» начало вещание в Москве на средних волнах на частоте в 1044 кГц, что позволило принимать ее сигнал практически на любой, даже самый простой радиоприемник. Кроме того, в более чем 30 российских регионах ее программы ретранслировались местными радиостанциями в различных диапазонах.

Наиболее крупным ретранслятором, передававшим сигнал «Радио Свобода», было принадлежавшее Михаилу Горбачеву «Радио-1», осуществлявшее ретрансляцию программ «Свободы» с 2005 по 2010 годы. При этом официально «Радио Свобода» предпочитало оставаться американским СМИ — оно выкупало у российских компаний эфирное время и пересылало им сигнал через спутник. При этом сами радиостанции должны были иметь лицензию на ретрансляцию программ из-за рубежа.

Не была забыта и коротковолновая сеть «Радио Свобода», унаследованная со времен «Холодной войны». «Вражеский голос» продолжил вещание на часть российской территории через коротковолновые передатчики, расположенные в США, Великобритании, Германии, Греции, Испании и на Тайване.

При этом пропагандистская направленность «Радио Свобода» ничуть не изменилась в новой России по сравнению с подходами, использовавшимися во время противостояния с СССР. «Наш материал должен быть всегда целенаправленным. Мы не занимаемся бизнесом, новостями, искусством, литературой... Наша продукция должна на деле служить основой для выводов в поддержку нашей политики и наших целей», — гласит внутренняя инструкция радиокомпании, ставшая достоянием гласности (Широнин В.С. «Агенты перестройки: рассекреченное досье КГБ», 2010).

При этом подход «Свободы» к направлению вещания четко отражал направленность на разжигание любых возможных конфликтов, способных ослабить Россию — точно так же, как пропагандистское влияние «вражеских голосов» подтачивало изнутри мощь СССР.

Так, в 2002 году, на фоне урегулирования Россией конфликта в Чечне и в противовес налаживанию мирной жизни, «Радио Свобода» начала ежедневное часовое вещание на регионы Северного Кавказа, которое включало в себя три 20-минутные программы на чеченском, аварском и черкесском языках. В мае 2016 года, осознав бесперспективность «экспорта нестабильности», радиостанция прекратила вещание на черкесском и аварском, однако вещание на чеченском языке было только расширено. На сегодняшний день на «Радио Свобода» можно услышать две ежедневных 20-минутных программы на чеченском языке, утром и вечером.

Подобное информационное «стервятничество» было характерно для «Радио Свобода» и в другом гражданском конфликте — в бывшей Югославии. В середине 1990-х годов, в период распада Югославии, была создана балканская редакция «Радио Свобода», вещающая на боснийском, хорватском, сербском (с 1994 года), косовском албанском (с 1999 года), черногорском (с 2000 года) и македонском языках (с 2001 года).

Нашли свое отражение в сетке вещания «Свободы» и конфликты, в которых участвовали и участвуют США в мусульманском мире — в 1998 году радиостанция начала вещание на Ирак на арабском языке и на Иран на фарси. С 2002 года, с момента интервенции США в Афганистан, «Радио Свобода» возобновила вещание на Афганистан на дари и пушту. Это случилось впервые с периода 1980-х годов, когда такое же вещание сопровождало ввод советских войск в эту страну и служило целям пропаганды против СССР среди афганского населения.

В 2010 году пропаганда «Свободы» на Афганистан была усилена передачами на местных пуштунских диалектах, ее адресатом стало населения приграничных племенных территорий на границе Пакистана и Афганистана.

Такова участь всех оккупированных или попавших «под прицел» США стран — в каждой из них «Радио Свободы», по словам «Учебника пропаганды», изданного в США, выступает «нахальным агентом по сбыту товаров, стремящимся просунуть ногу в дверь, чтобы ее не захлопнули». Только вот товаром выступает обычно межнациональная рознь, огульная критика государственного строя страны-жертвы и постепенное разрушение любых идеалов, которые удерживают страну от распада и хаоса.

В России ситуация с безраздельным присутствием «Радио Свобода» стала исправляться только в середине 2000-х годов, на фоне реального укрепления российской государственности, против которого де-факто всегда выступала радиостанция. В 2006 году газета The Washington Post сообщила, что российские радиостанции под давлением властей прекратили ретрансляции программ «Радио Свобода» и «Голоса Америки». Из 30 российских партнеров передачи американской пропаганды продолжили ретранслировать только 4 радиостанции (The Washington Post, Russia's Signal to Stations Is Clear: Cut U.S. Radio).

Тем не менее, процесс ухода «Радио Свобода» из России затянулся на долгие шесть лет — слишком уж лакомым куском информационного пространства смогли завладеть американцы во времена «лихих девяностых». Лишь 10 ноября 2012 года «Свобода» объявила о прекращении эфирного вещания в России. Сделала она это отнюдь не по доброй воле: согласно новому российскому закону о СМИ, принятому к этому моменту, компании, вещающие в российском радиоэфире, должны иметь не более 48% иностранного уставного капитала, в то время как учредители «Радио Свободы» превышают этот лимит.

Остается открытым вопрос о том, была ли у «Свободы» возможность остаться в российском медиапространстве, формально выполнив требования российского законодательства. Практически такая возможность у радиостанции существовала, хотя бы и путем создания отдельного юридического лица, соответствующего законам РФ. Однако, судя по всему, такой сценарий совершенно не устраивал истинных хозяев «Свободы», для которых Россия всегда выступала в качестве экзистенциального врага.

«Иностранный агент» вещает из Сети

В качестве альтернативы к вещанию в FM-диапазоне «Свободой» был выбран вариант воздействия через глобальную Сеть

Впрочем, после 2012 года деятельность «Радио Свобода» в России отнюдь не прервалась. В качестве альтернативы к вещанию на средних и коротких волнах и в FM-диапазоне «Свободой» был выбран вариант воздействия на мнение россиян через глобальную Сеть.

Связано это было не только с запретом вещания радиостанции в эфирном диапазоне, но и с общим сдвигом предпочтений российской аудитории. Так, согласно исследованию ВЦИОМ 2018 года, около 80% населения России (115 млн чел.) являются пользователями интернета, при этом 64% (92 млн чел.) выходят в глобальную Сеть ежедневно и являются потребителями новостного контента.

С другой стороны, изменение количества радиослушателей в России имеет противоположную динамику (Broadcasting Board of Governors BBG FY 2018 Budget Request Summary of Appropriations, 2018): за период 2010–15 годов их доля упала минимум на 5%, с 72–69% в крупных мегаполисах в 2010 году до 67–64% пятью годами позднее, и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению.

В связи с такой ситуацией понятен и уход «Радио Свобода» в Сеть — именно там будет происходить будущее сражение за правду против оголтелой пропаганды.

Отражается это и в сдвиге приоритетов Бюро по международному вещанию, в орбите которого по-прежнему находится «Радио Свобода». Сегодня Бюро управляет обширной системой из арендуемых и собственных спутниковых и оптоволоконных каналов связи, а также быстро развивающейся интернет-инфраструктурой, транслирующих передачи на 61 языке и обеспечивающих доступ к обширнейшей сетевой аудитории по всему миру.

Американская пропаганда стоит миру отнюдь не дешево: только в структуре самого Бюро работает 3592 сотрудника, а бюджет этой организации стабильно растет. В частности, если в 2014 году на международную пропаганду, согласно бюджетной росписи, было потрачено 733 млн долларов, то в бюджете 2017 года эта цифра составила уже 748 млн долларов. При этом, как показал 2016 год, реальные расходы превышают те цифры, что значатся в бюджетных строчках.

Не менее оптимистично обстоят дела и с охватом глобальной аудитории: если еще в 2012 году глобальный охват СМИ, подотчетных Бюро по международному вещанию, составлял 174 млн человек, то к 2017 году эта цифра возросла до 278 млн человек (BBG Global Audience EstimateFrom the FY 2017).

Читайте также: Россия вернулась в Историю: Запад не ищет других причин для своей русофобии

При этом, безусловно, главным активом в арсенале американской пропаганды остается «Голос Америки», на долю которого приходится 236,8 млн слушателей и читателей, по состоянию на 2017 год. Тем не менее, «Радио Свобода» с аудиторией в 25,8 млн человек занимает почетное второе место, обойдя даже ближневосточные проекты Бюро, «Аль-Хурра ТВ» и «Радио Сава», имеющие аудиторию в размере 25,7 млн человек.

Не забывают в Бюро по международному вещанию и о модных социальных сетевых технологиях. Так, еще в апреле 2015 года стало известно, что Совет управляющих по вопросам вещания, который руководит деятельностью Бюро, подал заявку на создание на базе чешского офиса «Радио Свобода» в Праге цифрового медиа-департамента (DIGIM).

Согласно заявке, которая была утверждена в бюджете того же года, в DIGIM были набраны специалисты по социальным сетям, задачей которых является «противостоять дезинформации в российской медиасфере посредством различных социальных сетей (Facebook, Twitter, ВКонтакте и «Одноклассники»)». Бюджет этого подразделения оказался весьма щедрым — только за 2015 год на эти цели было заложено 15 млн долларов.

В настоящее время подразделение DIGIM находится в структуре «Радио Свобода», что легко прослеживается, исходя из информации по активным вакансиям радиостанции.

Таким образом, мифическое «российское влияние на выборы через социальные сети», в рамках которого на изменение результатов Brexit, согласно исследованию самого Facebook, было потрачено «чуть менее 1 доллара», просто-таки меркнет по сравнению с реальными ассигнованиями США на «социальный маркетинг», которые официально выделяются через государственные бюро и министерства и расходуются для оказания американского влияния практически во всех регионах мира.

Всюду наши люди

Маша Гессен — один из руководителей московского офиса «Радио Свобода»

Заканчивая рассказ о «трудовом пропагандистском пути» антироссийской радиостанции, стоит все-таки отвлечься от серьезного жанра.

Начнем с того, что заявленные в отчете Бюро по международному вещанию цифры в 25,8 млн человек аудитории «Радио Свобода» по всему миру — это «курам на смех». Для сравнения, по данным авторитетной исследовательской компании Ipsos, еженедельная аудитория гонимого и закрываемого в США российского канала Russia Today (RT) в США, по состоянию на 2016 год, составляет более 8 млн человек. Еще 36 млн человек смотрят RT в Европе, 7 млн человек — в Индии и 11 млн — в Африке и на Ближнем Востоке. Общая же еженедельная аудитория RT по всему миру составляет около 70 млн человек, а ежедневная — более 35 млн.

Еще печальнее ситуация обстоит с вещанием в социальных сетях. Например, у того же RT на сегодняшний день имеется 2.404.582 подписчика канала в сети YouTube и уже более 2,2 млрд просмотров, в то время как «Радио Свобода» может похвастаться лишь 261.524 подписчиками и чуть менее 182 млн просмотров.

Как оказалось, «сражение в интернете» выигрывает не бюджет и не массированная пропаганда, а скрупулезное, честное освещение событий — с минимумом ангажированных оценок и смысловых искажений. Времена изменились — сегодняшние противники США на международной арене, в отличие от СССР, не «глушат» передачи «Радио Свободы», а напротив — создают свой информационный контент. Он избавлен от лжи и передергиваний, ставших фирменным знаком «свободовцев» еще со времен их сотрудничества с ЦРУ и унаследованных поколением «лихих девяностых».

Впрочем, даже в этом поколении «новых журналистов», игравших на поле «Радио Свободы» в золотые 1990–2000 годы, есть немало интересных персонажей.

Чего стоит, как пример, судьба корреспондента «Радио Свобода» Андрея Бабицкого. Он начал свою карьеру в «Свободе» с острых репортажей из Чечни во время Второй чеченской войны, в которых критиковал позиции армейского начальства. В 2009 году Бабицкий возглавил вновь созданную службу «Радио Свобода» для Грузии, Абхазии и Южной Осетии — в уже упоминавшейся практике «стервятничества» на военных конфликтах.

Однако в 2014 году перед нами предстал совсем другой Бабицкий. В марте того года он заявил, что согласен с основными тезисами Кремля о том, что у России было абсолютное право взять население Крыма под свою защиту в связи с событиями на киевском майдане. Затем мы увидели репортажи Бабицкого о зверствах батальона «Айдар» в зоне АТО, а самого Андрея — в качестве организатора нового телевизионного канала в контролируемом ДНР Донецке.

Поневоле задумаешься: то ли это реальное прозрение и отторжение методов работы «Свободы», то ли повторение истории Олега Туманова, который был внедрен КГБ СССР в середине 1960-х годов в структуры «Радио Свобода» и являлся нашим агентом влияния в «святая святых» антисоветской пропагандистской машины — вплоть до своей эвакуации в Советский Союз в 1986 году.

Читайте также: Дмитрий Дробницкий: Внешняя политика на Западе перехватывается спецслужбами

Можно вспомнить и удивительный «служебный успех» Маши Гессен, одного из руководителей московского офиса «Радио Свобода», которая руководила представительством с сентября 2012-го по апрель 2013 года. Через неделю после своего назначения Гессен уволила всю интернет-редакцию радиостанции «Свобода». На следующий день были уволены другие сотрудники московского бюро, включая технический персонал. Тогда же было объявлено о полном прекращении вещания «Радио Свобода» в России на средних волнах.

В течение нескольких месяцев работы нового директора московской службы посещаемость русскоязычной версии сайта радиостанции сократилась почти в два раза. Тем не менее, в декабре 2012 года со своего поста была уволена не Гессен, а президент радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа» Стивен Корн, которому и вменили в вину развал московского бюро и практическую ликвидацию деятельности «Радио Свобода» в России.

Ну а мы можем лишь упомянуть, посмеявшись про себя, что ровно за два дня до назначения Маши Гессен руководителем московского представительства «Радио Свобода» она встречалась в Кремле… с Владимиром Путиным. Тот официально обсуждал с ней предыдущий рабочий конфликт, который сложился у нее с прошлым работодателем — владельцем журнала «Вокруг Света», где она была главным редактором с января по сентябрь 2012 года.

Как заявила впоследствии Маша, она тогда узнала от своего собеседника массу ранее неизвестных и сенсационных подробностей о спасении им стерхов, надевании ошейников на тигрицу и белого медведя, историях с леопардом и древними амфорами. Но виноват в развале «Радио Свобода», конечно, не Маша, а г-н Корн…

Вернувшись на серьезную стезю, можно процитировать неутешительные выводы американской счетной палаты, которая ежегодно следит за расходованием средств со стороны Совета управляющих по вопросам вещания, руководимого им Бюро по международному радиовещанию и подотчетных ему радиостанций.

Как сказано в тексте отчета (U.S. INTERNATIONAL BROADCASTING Challenges Facing the Broadcasting Board of Governors), «существование пяти отдельных вещательных организаций привело к дублированию языковых служб, дублированию контента, резервных телепередач и вспомогательных услуг, и трудностям в координации вещания».

В отчете констатируется также, что способы работы «Радио Свобода» являются абсолютно неконкурентными, а «маркетинговые проблемы включают в себя устаревшие форматы программ, плохое качество сигнала и низкую осведомленность аудитории на многих рынках».

Одним словом, старая змея теряет свои зубы. Но все еще злобно шипит и иногда — смертельно ядовита.

Автор: Алексей Анпилогов
Обсуждаемое