Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

«Тинькофф» не ответил за рекламу

0 Оставить комментарий

«Тинькофф» не ответил за рекламу

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала содержание рекламного ролика банка «Тинькофф» противоречащим закону, усмотрев в ней пропаганду бандитской романтики. Однако отвечать за «криминальное кино» придется не кредитной организации, а рекламному агентству, которое разместило видео в социальной сети. Рекламному агентству грозит штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей.

Рекламный видеоролик «Тинькофф банка» с упоминанием криминального молодежного движения АУЕ показали 30 октября 2017 года в сети Instagram. Из-за волны возмущенных отзывов невольных зрителей демонстрация видео была остановлена через несколько часов, и сейчас его невозможно найти в Сети. 

«В рекламе демонстрируется тюремная камера и четыре раскладушки, — приводит его описание в своем решении Федеральная антимонопольная служба (ФАС). – Изображение сопровождается текстом: «Молодым платить не по масти», и подписью: «Карта в радость, кэшбэк в сладость, господа. Чтобы сделать вашу юность проще, мы отменили плату за обслуживание для всех с 14 до 18 лет. Деньги в пластик, АУЕ! Оформить щас или кекнуть раз».

Аббревиатура АУЕ расшифровывается, как арестантский уклад един – название неформального объединения банд несовершеннолетних. Сообщество пропагандирует среди детей и подростков использование тюремных понятий в повседневной жизни.

Комиссия антимонопольной службы пришла к выводу, что реклама обращается к подросткам и носит оскорбительный характер, поскольку причисляет лиц от 14 до 18 лет к молодежному криминальному движению АУЕ и способствует его популяризации. Таким образом, видеоролик нарушает ст. 5.6 «Закона о рекламе» («В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений»). Наказание – штраф от 100 до 500 тысяч рублей – ФАС определит позже. Однако виновным в нарушении закона признан не банк, а подрядчик – московское маркетинговое агентство ООО «Эс Би Си Медиа», которое по договору отвечало и за содержание рекламы, и за ее размещение. 

«Упоминание в вирусной рекламе молодежного криминального движения – небольшой системный сбой взаимодействия банка и его креативного агентства. Не банк продуцировал видеоролик. Банк виноват в несогласовании конечного продукта», – заявил в интервью Федеральному агентству новостей заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.

К полномочиям антимонопольного органа относится пресечение рекламы, распространяемой с нарушением закона, а также привлечение виновных лиц к административной ответственности, пояснила ФАН начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина. При этом размер административного штрафа установлен в статье 14.3 КоАПа, в соответствии с которой за общее нарушение законодательства о рекламе штраф на юридических лиц составляет от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Коммерческую эффективность признаваемой незаконной рекламы ФАС не оценивает.

«Пресечение распространения ненадлежащей рекламы осуществляется путем выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, которое лицо обязано исполнить, в том числе, расторгнув ранее заключенные договоры на распространение рекламы, если таковые действуют к моменту срока исполнения предписания», – говорит Татьяна Никитина.

Как показывает практика, за нарушения закона о рекламе антимонопольная служба не стремится наказывать компании по-максимуму, зачастую штрафы составляют минимальные 100 тысяч. Так, 14 марта ФАС определила штраф за некорректное сравнение спутникового и эфирного телевидения в рекламе МТС в 100 тысяч рублей. На фоне полученной мобильным оператором за 9 месяцев  2017 года (последние опубликованные данные) чистой прибыли в 96 млрд рублей наказание в размере 0,0001 % от ее размера, выглядит в высшей степени несущественным.

«Скандальную рекламу позволяют себе многие компании, известные и не очень. Реклама на грани фола вызывает активный отклик, лучше запоминается и охотнее передается дальше. Установленная сейчас ответственность за нарушение закона о рекламе для многих – вполне приемлемая плата за рекламу. Она несоизмерима с тем вау-эффектом, который получают компании от такой рекламы. Это как раз тот случай, когда нарушение и ответственность за него несоизмеримы, происходит обесценивание ответственности, свою роль – профилактику нарушения – она не выполняет», – заявила ФАН президент международной сети «ФинЭкспертиза» Нина Козлова.

В то же время в антимонопольном ведомстве не видят здесь повода для беспокойства.

«Никакой системной проблемы с нарушением закона о рекламе не существует, – заявил ФАН заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров. 

По словам Нины Козловой, стоимость привлечения клиента в банковской сфере зависит от коммуникационной стратегии и может сильно разниться. Стотысячная аудитория в Instagram обойдется в сумму порядка 50 тысяч рублей. Стоимость производства видеоролика специализированным агентством начинается от 2 млн рублей. При этом приемлемой стоимостью привлечения одного клиента в банковской сфере считается примерно 4 тыс. рублей. Таким образом, эффективной можно считать рекламную кампанию с видеорекламой в Instagram, если она привлечет в банк не меньше 500 новых клиентов. Если прибавить к расходам максимальный штраф в полмиллиона рублей, то привлечь придется хотя бы 640 человек.

«Тинькофф банк» не ответил на запрос ФАН. ООО «Эс Би Си Медиа» отказалось от комментариев. Но в ноябре 2017 года банк объяснял казус с рекламой «некорректной работы таргетинга» — то есть настроек, позволяющих показывать рекламу в интернете людям, попадающим в определенные категории по возрасту, образованию, доходу и другим – из-за чего ее увидели пользователи «старшего поколения».

В то же время саму рекламную кампанию банк назвал тогда удачной, потому что ощутил приток клиентов. В ноябре 2017 года на «Тинькофф банк» в прокуратуру пожаловался депутат Госдумы Валерий Рашкин, но проверка нарушений со стороны банка не выявила. Согласно условиям договора банка и маркетингового агентства ООО «Эс Би Си Медиа», подрядчик сам определял содержание рекламных материалов и размещал их в Интернете, сделала вывод прокуратура. Соответственно, содержание ролика не было согласовано с банком, и ответственность за нарушение закона лежит на исполнителе. В итоге в конце декабря 2017 года прокуратура ограничилась требованием к «Эс Би Си Медиа» устранить нарушение закона.

Автор: Павел Арабов
Обсуждаемое