Общество
Олег Табаков: актеров провожают аплодисментами. Колонка Олега Денежки
Общество
«Врачи грозят ампутацией»: Дана Борисова рассказала о состоянии певца Осина
Следующая новость
Загрузка...

    Олег Табаков: актеров провожают аплодисментами. Колонка Олега Денежки

    Олег Табаков

    Это неизбежно. Можно задержать даже нейтрино в коллайдере, но не время. Мы смертны. Меняются эпохи, уходят люди. Накануне новостные ленты были наполнены одним текстом: скончался народный артист Олег Павлович Табаков. Но это ошибка. Никто не скончался, Олег Табаков жив. Он просто не может умереть, даже если бы этого захотел.

    Поколения сменяют друг друга, у каждого из нас свой кумир. Но вот как раз Табаков не был кумиром — он был гениальным актером, человеком, который соединил поколения. Есть кто-то из школьников, кто не помнил бы гениальный бутерброд кота Матроскина? Целью своей жизни Олег Павлович поставил не столько свою актерскую карьеру, сколько воспитание детей. Нет, я не ошибаюсь: не актеров, а именно — детей. А станут ли они актерами или инженерами, Табакова интересовало меньше всего.

    Олег Табаков был необычным, удивительным, не просто талантливым, но и совершенно странным явлением для сцены. Большинство решаются на актерскую карьеру именно ради сцены. Ох, как трудно удержаться от желания восхищенных взглядов зрителей, которых ты даже и не видишь, потому что тебя слепят софиты из-за спины.

    Олег Табаков

    Для Олега Табакова сцена была не возможностью заработать. Он не стеснялся выставить себя в любом амплуа, во всех своих ролях он был романтиком. Даже играя хамоватую буфетчицу Клаву, которой по тексту было явно предназначено быть персонажем буффонадным, клоунским, он смог вставить в роль драму. Может, мы и смеялись, а он сочувствовал.

    Он сочувствовал своим героям даже тогда, когда это, казалось бы, было невозможно: «Семнадцать мгновений весны», Вальтер Шелленберг. Что может быть страшнее: правая рука Генриха Гиммлера. Нет, Олег Павлович отнюдь не пытался его оправдать, он пытался его понять. Для Табакова актерство стало инструментом изучения, научного познания. Разве удивительно, что родственница Шелленберга прислала ему благодарственное письмо за его исполнение роли?

    Актер — это эмпатия. Если кто не понял — сострадание, чувствительность. Поэтому Илья Ильич Обломов, который «плакал, и не мог объяснить от чего», превратился из отрицательного по замыслу персонажа в героя трагического. Но парадокс, удивительный актерский парадокс Олега Павловича состоит в том, что трагическим он становится именно в комических нотках: попытках ломать сирень для любимой женщины, детском нежелании съезжать из деревни в петербургский дом и т.д.

    Театр "Табакерка"

    Актерство жило в Табакове с детства. В юности Олег Павлович занимался в театральном кружке «Молодая гвардия» в Саратовском дворце пионеров. Если быть честным, то и пионером, и молодогвардейцем он остается и сейчас. Никакого прошедшего времени, остается.

    После окончания школы-студии МХАТ вместе с Олегом Ефремовым и другими артистами Табаков основал театр «Современник». В 1983 году по приглашению Ефремова перешел во МХТ имени Чехова. В 1977 году в подвале бывшего угольного склада на улице Чаплыгина организовал театр «Табакерка». Уголь и алмаз — это чистый углерод, только кристаллическая структура разная.

    «Надо и совесть иметь, по возможности возвращать, отвечать добром на добро. И никакой такой потребности воспитывать или учить у меня не было. На дворе был 1972 год. Вместе с молодыми людьми, которые поверили мне, пошли со мной, а это Гарик Леонтьев, Костя Райкин, Валера Фокин, Андрюша Дрознин, Сережа Сазонтьев, Володя Поглазов, мы прослушали 3,5 тысячи московских детей, отобрали 49 человек и потом два года учили их. На довольно высоком профессиональном уровне», — рассказывал как-то Табаков.

    Кажется, что Олег Табаков это теперь прошлое. Легендарное, известное, но прошлое. Как Ольга Чехова, Вера Холодная, Лоуренс Оливье, Хэмфри Богарт или Марлон Брандо. Но нет, Олег Табаков — это будущее.

    Автор: Олег Денежка