Общество
Провожали эпоху, два баяна порвали. Колонка Руслана Мармазова
Происшествия
Автомобиль врезался в ограждение у парламента Великобритании, один человек задержан
Следующая новость
Загрузка...

    Провожали эпоху, два баяна порвали. Колонка Руслана Мармазова

    Провожали эпоху, два баяна порвали

    Может быть, конечно, эпохальность события мною несколько преувеличена в силу общей склонности журналистов к гиперболизации. Не исключено. Но то, что мы имеем дело с моментом знаковым, я уверен, и не спорьте, все одно не соглашусь. В Москве совместный концерт дали группы «Воскресение» и «Машина времени». Почти наверняка случилось это в последний раз.

    «И каждый пошел своею дорогой, а поезд пошел своей»

    Народу в один из самых престижных концертных залов российской столицы набилось битком. Публика все больше взрослая, помнящая еще первые шаги классиков русского рока, их взлеты и падения, творческие успехи и закулисные скандалы, диски и книги, встречи и разводы. Хотя, знаете, и молодежь тоже была. Песни-то звучали знаменитые.

    Скорее всего, собравшиеся на добротную музыку слушатели и не догадывались об особом финишном характере представления. Большинство из них — наверняка. Никаких специальных заявлений, взволнованных речей с предательской дрожью в голосе и афишных заманух, мол, в последний раз вместе, не пропустите, чтобы потом не грызть себе локти от бессильной досады, от упущенного шанса. Ничего подобного не было, и это правильно.

    Концерт сыграли, «Воскресение» и «Машина времени» отправились куда глаза глядят и где ждут поклонники, сольными маршрутами. Тот самый случай, когда «каждый пошел своею дорогой, а поезд пошел своей».

    Собственно, эти самобытные группы и не обязаны выступать вместе, и абсолютно не каждый раз они такое делали. И есть уймища музыкальных коллективов, которые вообще ни с кем ни сцену, ни славу не делят. Но в данном случае такой рок-дуплет, во-первых, сложился исторически, во-вторых, был уместен и гармоничен, что называется, в тему, в-третьих, публике нравился.

    «И каждый пошел своею дорогой, а поезд пошел своей»

    «Кто виноват, скажи-ка, брат»

    Самое же печальное в этом всем — глубинные причины, которые развели «Воскресение» и «Машину». Они далеки от творчества и нотных станов. Это политика, война, Украина, Донбасс, опять-таки, Крым… Маркеры, по которым в последние годы мы как-то очень остро определяем, где свой, а где чужой.

    Примеров, когда разные трактовки текущего момента или оценки исторических закромов делали непримиримыми врагами близких родственников, кумовьев, закадычных друзей — превеликое множество. Но когда раскол идет в творческой среде — такое всегда заметней. Как ни крути, все равно получается на виду у честного народа. И потом, у нас же непременно надо, чтобы поэт больше, чем поэт. Тем паче, в нашем случае дело касается не лабухов из трактира, не таперов, а кумиров нескольких поколений.

    А тут еще и вот какая уникальная история: «воскресники» и «машинисты» до последнего буквально момента были связаны общим директором. Владимир Сапунов, поэт, музыкант и незаурядный организатор (а еще брат бывшего гитариста и вокалиста «Воскресения» Андрея Сапунова) окучивал обе группы и делал это виртуозно. Собственно, идея свести коллективы в единый концерт принадлежит ему.

    «Воскресение» и «Машина времени» не просто не мешали друг другу, но обоюдно дополняли. Зрительный зал получал то, что хотел, что ему симпатично. Кто-то ведь любит искреннюю задушевность, а кому-то не чужда и толика глянцевого пафоса. Кстати, директором двух групп Сапунов трудился 23 года. Это к слову.

    Музыканты рок-группы "Воскресение"

    «По дороге разочарований»

    Точка невозврата пришлась на 2014 год. Майдан, знаете ли, Крымская весна, начало войны в Донбассе… И каждый определился со своей позицией. Это ведь не сложно, кстати, она или есть, давным-давно сформированная и притаившаяся где-то глубоко внутри до времени «Ч», или нет ее совсем.

    Скажем, Владимир Сапунов, фронтмен «Воскресения» Алексей Романов, клавишник (бывший уже) «Машины» Андрей Державин — условные «ватники», наши, стало быть. А Кутиков, Андрей Сапунов (вот вам, почтенные читатели, трагедия в пропасть глубиной — братья же) — условные «укропы», чужие, как ни крути.

    Ну, а за фамилию Макаревич, произнесенную всуе, в Донбассе сейчас можно и по сопатке выхватить. Очень уж Андрей Вадимович разочаровал и обидел моих добрых земляков. Теперь в наших краях тоже своего рода символ, имя нарицательное, другое дело, что с огромным минусом. Который не выйдет нивелировать никаким «новым поворотом» и оставшимися пучками перышек «синей птицы».

    Прошлый год стал переломным в обеих группах. «Воскресение» оставил Андрей Сапунов. Из «Машины времени» Макаревич высадил на полном ходу Владимира Сапунова и Андрея Державина.

    Последнего лидер группы оставил не у дел по «крымским мотивам». Видите ли, для Державина Крым — это часть России и российской истории. Дерзко, да?

    Макаревича от такого взгляда начинает корежить, как то и написано на роду всякому представителю либеральной прослойки. Он, правда, вынужден был недовольно фыркнуть через соцсети, мол, плевать хотел на политические взгляды клавишника, дело, типа, в разных подходах к общеэтическим моментам. Но верить же ему вовсе не обязательно, верно? Кто такой Макаревич сегодня? Враг воюющему Донбассу и воссоединившемуся с Родиной Крыму, друг киевским нацистам… С чего это я ему верить должен?

    Солист группы "Воскресение" Алексей Романов

    «Машины не парковать!»

    Интересна история выдворения из «Машины времени» Владимира Сапунова. Вы же помните, 23 года они были вместе, сколько километров позади, аккордов, приключений, цистерн разных напитков. И вот так запросто, без намека на душевный трепет или какие-то интеллигентские рефлексии. Собственно, это характерно для западного пошиба демократов. К себе они яростно требуют деликатного отношения, с прочими — жестки и бесцеремонны.

    Замечательно, что концовка «машинной» карьеры застала Сапунова в Донецке, где он представил, причем с большим успехом, новую книгу своих стихов о войне и мире, красоте и гнусности, правде и лжи. Не всякое ранимое либеральное сердчишко такое выдержит, понятно.

    Концерт в минувший уик-энд был запланирован давно, может быть, за год даже. Когда Владимир Сапунов звал меня на представление (а мы с дядей Вовой дружим, что считаю для себя огромной честью, незаурядная он личность и неудержимый характер), он так и сказал, приходи-де, такого больше не увидишь.

    Участники группы "Воскресение"

    Шел я с особым настроением, ощущая знаковость момента. Первым выступало «Воскресение», и это был полнейший кайф. Как в юности, только уже с соответствующей, взрослой, что ли, эмоциональной подсветкой. Вообще, скажу вам, это важно, когда люди, чье творчество тебе импонирует, оказываются правильными ребятами, не подводят в трудную минуту. Вот думал, что они такие, неплохие, наши, а они ими и оказались.

    Как «Машина» выступила, я не знаю. Почти уверен, отыграли качественно. Но, в силу понятных обстоятельств, я этого слушать не могу. Не верю, не хочу и не буду… Имею право, кстати. И ведь шел, уговаривая себя, что это же надо, соберись, послушай, хотя бы из профессиональных соображений. Воли, зажатой в кулак, хватило высидеть только одну песню. Да, тоже моей юности композиции в репертуаре, только исполняют их чужие персонажи. Не считаю нужным совершать над собой в таком деле, как прослушивание музыки, насилие.

    Спустился в служебное помещение, в гримерку к дяде Вове Сапунову. Он бодр, энергичен, полон планов. Если Господь сподобит, хочет провести в Донецке рок-фестиваль. Понятно, чтобы «Воскресение» было и другие приличные исполнители, с созвучным душевным настроем. Диалектика жизни… Кто-то перед ополченцами, защищающими свои дома, выступает. А кто-то развлекает карательные батальоны. У каждого свой выбор.

    Автор: Руслан Мармазов