Украина
Кустарь с моторчиком плюс AliExpress: Киев насыщает ВСУ новыми беспилотниками
Общество
В Москве объявлен «желтый» уровень погодной опасности
Следующая новость
Загрузка...

    Кустарь с моторчиком плюс AliExpress: Киев насыщает ВСУ новыми беспилотниками

    Кустарь с моторчиком плюс AliExpress: Киев насыщает ВСУ новыми беспилотниками

    Недавно журнал Smithsonian, являющийся официальным печатным органом известного Смитсоновского института, опубликовал весьма примечательную статью Джона Уэндла «Боевые дроны Украины». Следует признать, что особенно автору удался подзаголовок. Его эпичность прямо-таки зашкаливает: «В гаражах и ангарах по всему Киеву целая армия изобретателей бросает вызов российской военной машине».

    После этого в голове неминуемо появляется образ удалых украинских «кустарей с мотором», денно и нощно в своих подсобках кующих паяльниками победу над каким-нибудь «Ростехом».

    Импрессионизм, нуар и не только

    При этом автор — периодически подрабатывающий на журнал Time, но считающийся независимым фото- и видеокорреспондентом, а также специалистом по «описанию волнений в бывшем СССР и в Афганистане» — не отказывает себе в удовольствии поиграть в настоящего художника слова.

    Ну, например: «Жуя круассан во французском кафе в центре Киева…» Красиво? Красиво. Почти импрессионизм. А вот минутка нуара: «До начала войны он работал недалеко от Донецка, взламывая и ремонтируя компьютеры в «Мерседесах» городской мафиозной элиты…»

    А вот то ли сюрреализм, то ли дань стимпанку: «Подполковник национальной гвардии сухопутных войск США Тай Шепард, работающий советником в украинском компьютерном центре управления войсками «Дельта», говорит, что украинцы сумели быстро приспособиться к новым условиям на поле боя. «За два года, прошедших с момента создания этой организации, они очень быстро отказались от применения дирижаблей и воздушных шаров при ведении разведки…»

    Кустарь с моторчиком плюс AliExpress: Киев насыщает ВСУ новыми беспилотниками

    Дирижабли. Цеппелины. Воздушные шары. Монгольфьеры. Аэростаты… Прямо Жюль Верн и племянники в XXI веке. И, заодно, тайны Мадридского двора. Потому что в ходе дальнейшего знакомства с текстом Уэндла мы внезапно узнаем, что вышеупомянутый американский подполковник Шепард, работающий в украинском компьютерном центре управления войсками (проще говоря — в разведцентре), по всей видимости, курирует передачу части собранных украинскими БПЛА данных американским военным атташе.

    Зачем? Затем, что эти атташе «анализируют их [данные], чтобы лучше понять боевые возможности России». Наконец, «вишенка на торте» — «Шепард работает в советнической группе по военному образованию, которая входит в состав отдела американского посольства…»

    Сотрудник американского посольства с погонами подполковника, безвылазно сидящий в украинском разведцентре и транслирующий через американских военных атташе информацию из Донбасса в Пентагон и Лэнгли. Мило, очень мило. Не менее мило, чем регулярно барражирующие на высоте 15 км вдоль линии противостояния в Донбассе американские стратегические разведывательные БПЛА RQ-4B Global Hawk…

    Кстати, о дронах

    Кстати, о БПЛА. Точнее — о парадоксальности выводов Уэндла: «Шансов на восстановление мира по-прежнему мало, но Украине удалось перейти в более высокую весовую категорию в ходе этого конфликта, обратившись к своей известной во всем мире авиационной промышленности». После такой фразы интуитивно ждешь описания, как из секретного ангара ГП «Антонов» строго секретно в полнолуние зловеще выкатывается суперсекретный украинский стратегический дрон Global Мрiя.

    Ждешь-ждешь, а получаешь это: «На изящном алюминиевом каркасе «Командора» [украинского частного БПЛА] закреплены направляющие для ракет, есть система навигации GPS, а еще бензиновый двигатель, приводящий в движение 10 несущих винтов, которые вместе издают такой звук, как будто мотоцикл работает на пределе своих возможностей. Пуляев [создатель «Командора»] хочет создать дрон еще больших размеров, способный перевозить раненых солдат, доставлять кровь на поле боя и тушить пожары. «Но Америка не хочет продавать нам мощные двигатели», — говорит Касьянов. Он указывает на два мотора с китайскими иероглифами. Умельцам из его компании приходится покупать китайские комплектующие низкого качества…»

    То есть Уэндл сам честно признается, что «известная во всем мире авиационная промышленность» Украины в части создания БПЛА чаще всего сводится к формуле «кустарь с мотором + AliExpress = дрынолет».

    Читайте также: Тупик цивилизаций: Дмитрий Лекух о том, как Украина проиграла свою географию

    Вставим ремарку от себя: чаще всего, но не всегда. Потому что если у «кустаря с мотором» есть не только гараж и энтузиазм, но и летающий дрон (пусть и иностранной разработки), «приправленный» госфинансированием, то результатом может стать уже не нелепый «дрынолет» с примотанными изолентой муляжами РПГ, а вполне функциональное изделие, в той или иной мере пригодное для поставок ВСУ.

    Да, над текстом Уэндла действительно можно посмеяться. При этом в самой складывающейся в Донбассе ситуации ничего смешного нет. В условиях состояния «ни мира, ни войны» действия беспилотников, равно как и средств противодействия оным, приобрели особое значение. Поскольку одна из сторон конфликта откровенно остерегается применять вблизи Донецка и Луганска свои ВВС, а вторая таковых ВВС и вовсе не имеет, постольку задачи по ведению воздушной разведки, а также корректировке артиллерийского огня в Донбассе стороны конфликта возлагают именно на БПЛА.

    Выполнение же ударных задач, в виду ограниченных возможностей бытовых и коммерческих дронов, использующихся в небе Донбасса, на БПЛА возлагается куда реже.

    Деньги, деньги и еще раз деньги

    Важно понимать следующее. По обе стороны фронта в Донбассе интенсивность использования БПЛА не только не снижается, но и постоянно нарастает. Но если изначально между ВСУ и ВСН наблюдался в вопросе масштабов использования БПЛА определенный паритет, то сейчас он меняется на преимущество ВСУ.

    Повторим, над текстом Уэндла можно смеяться. Но ровно до тех пор, пока не узнаешь, что 17 января 2018 года на Совете национальной безопасности и обороны Украины было принято решение об увеличении более чем на треть расходов на закупку вооружений для украинских вооруженных сил и силовых структур в 2018 году. Среди статей расходов, под которые «заточены» эти деньги, значится не только приобретение для ВСУ средств РЭБ, но и беспилотников.

    Читайте также: ПТРК для ВСУ: журналист Юрий Бутусов выдал секреты украинского генштаба

    Откуда последние берутся? Нет, не только из-за границы, как это было с 24 американскими AeroVironment RQ-11B Raven. Слово — генеральному директору украинского государственного внешнеторгового предприятия «Спецтехноэкспорт» Павлу Барбулу:

    «Если хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. Мы планировали открывать собственное производство на базе госкомпании, но потом пришли к выводу, что это сложно и дорого. Потому я избрал следующую стратегию…// …Мы стали поддерживать всех производителей БПЛА, смотреть, кто до какого уровня дошел. Первоначально мы юридически и административно поддержали «Фурию» [БПЛА от НПП «Атлон Авиа»], производители поставили через нас партию беспилотников, дальше они уже стали работать самостоятельно».

    Кустарь с моторчиком плюс AliExpress: Киев насыщает ВСУ новыми беспилотниками

    Относительно «Фурии» Барбул несколько лукавит. По мнению многих специалистов, в БПЛА «Фурия» украинской разработкой является только название, а все остальное — made in China. Тем не менее, суть от этого не меняется — ВСУ получает новые беспилотные авиационные комплексы.

    Например, 5 декабря 2017 года к эксплуатации в ВСУ были допущены следующие беспилотные авиационные комплексы, прошедшие соответствующие испытания: ASU-1 «Валькирия» разработки ООО «Авиационные системы Украины», Hawk разработки ООО «НПП «Украинская авиационные системы», UA-БЕТА разработки ООО «UA Teсhnology» и МП-1/003 Spectator-M разработки ОАО «Меридиан» имени С.П. Королева.

    Таким образом, используя свое преимущество в ресурсах, Киев действительно имеет возможность насыщать свои войска беспилотниками в куда большей степени, чем это могут сделать ДНР и ЛНР в отношении своих вооруженных формирований.

    Другое дело, что обеспечивается это не столько трудом таящихся по гаражам и ангарам украинских изобретателей, сколько солидными государственными ассигнованиями, имеющимися у Киева благодаря, в немалой степени, финансовой помощи иностранных бенефициаров. Но об этом мистер независимый корреспондент Джон Уэндл сообщить своим читателям почему-то забыл.

    Автор: Андрей Союстов