Лента новостей
Поиск
loop
Украина
Украинские депутаты принимают законы-однодневки, которые отменят их преемники — эксперты

Украинские депутаты принимают законы-однодневки, которые отменят их преемники — эксперты

19:12  30 Сентября 2014  /обновлено: 23:17  27 Октября 2015
348

Украинские депутаты принимают законы-однодневки, которые отменят их преемники — эксперты

Москва, 30 сентября. Законы об особом статусе Донбасса, недопущении преследования участников событий на Юго-Востоке Украины и нашумевший закон о люстрации, принятые Верховной радой Украины 16 сентября, нелегитимны, считают эксперты. Эти законы не были отправлены на экспертизу в Венецианскую комиссию, что требуется для приведения украинского законодательства в соответствие с евростандартами. Несколько лет назад парламентарии Великобритании проверяли законодательство Российской Федерации на предмет его соответствия юридическим нормам. Позже подобную процедуру провели их российские коллеги в отношении законодательных актов Германии. «Этот опыт давно существует. Таким образом законодателям удается обмениваться наилучшими практиками в законотворческой деятельности», - подчеркнул в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей проректор МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Шахрай. В соответствии с международным опытом парламентаризма и по инициативе ряда общественных организаций при председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации начала свою деятельность рабочая группа по правовому анализу законодательных процедур и принимаемых на Украине правовых актов. «Наша работа исключает понятие покровительства. Украина переживает глубочайший кризис. Спасаясь от него, сотни тысяч украинцев за последние месяцы перебрались в Российскую Федерацию, миллионы граждан России имеют родственников на Украине. Поэтому мы заинтересованы, чтобы на Украину как можно быстрее вернулся мир», - охарактеризовал работу группы ее руководитель председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. На очередном заседании рабочая группа проанализировала на предмет легитимности законы, принятые Верховной радой Украины 16 сентября 2014 года. Это закон об особом статусе отдельных районов Донбасса, о недопущении преследования участников событий на Юго-Востоке Украины и нашумевший закон о люстрации. Первое, на что обратили внимание эксперты, — имела ли формально несуществующая Верховная рада легитимное право вообще рассматривать и принимать настолько серьезные законодательные акты, которые носят конституционный характер? Ведь юридически украинский парламент уже распущен, еще 27 августа 2014 года президент Украины Петр Порошенко подписал указ о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины. Выборы в новую Раду назначены на 26 октября. «Не помню стран, в которых парламенты продолжали бы настолько активно работать после роспуска», - отметил член рабочей группы Сергей Шахрай. На Украине это юридическое несовпадение объясняют собственной конституцией. Ссылаются на положение, в соответствии с которым «полномочия Верховной рады Украины прекращаются в день открытия первого заседания Верховной рады Украины нового созыва». Но при этом не учитывают, что эта норма действует при условии проведения очередных выборов нового состава парламента. Если же полномочия Рады прекращены досрочно, то, в соответствии с украинским законодательством, должна быть прекращены соответствующие полномочия парламента по рассмотрению и принятию законодательных актов. Анализ нарушений, с которыми Верховная рада принимала эти нашумевшие законы, а также противоречия их норм Конституции и действующим законам Украины занимают не один десяток страниц в бюллетене рабочей группы. Но при этом парламентарии обратили внимание на одну, казалось бы, незначительную деталь, которая, возможно приоткроет завесу тайны, для чего вообще все это затевалось. За период своего членства в Венецианской комиссии (Европейская Комиссия за демократию через право) Украина стала безусловным лидером по количеству обращений в этот международно признанный независимый форум по обмену идеями в правовой сфере, содействующий распространению европейского конституционного наследия. Комиссией было подготовлено 67 заключений по различным украинским законодательным актам. Однако законы, принятые 16 сентября, так и не были направлены на экспертизу в Венецианскую комиссию, несмотря на то, что приведение законодательства в соответствие с европейскими стандартами предусмотрено Соглашением об ассоциации Украины с Европейским союзом. Возможно, украинские власти понимают, что принятые ими акты всего-навсего законы-однодневки, чтобы немного успокоить население страны перед выборами. «Новая Верховная рада объявит законы, принятые сейчас, нелегитимными и отменит», - пояснил Сергей Шахрай. Это может привести к усилению противостояния и углублению национального кризиса, отмечают эксперты. Игорь Бысенков

Алексей Громов