подписаться
Сирия, сводка: ВКС РФ уничтожили лидера боевиков под Дамаском, САА отбила наступление ИГ в Алеппо
Сирия, сводка: ВКС РФ уничтожили лидера боевиков под Дамаском, САА отбила наступление ИГ в Алеппо
Сирия, сводка: САА под крылом ВКС РФ готовит захват промышленных центров Алеппо
Сирия, сводка: САА под крылом ВКС РФ готовит захват промышленных центров Алеппо
Турция возвращается: операторы ликуют, туристы обрывают телефоны
Турция возвращается: операторы ликуют, туристы обрывают телефоны
Россияне в украинских застенках: надежда на Путина и рутинную работу
Россияне в украинских застенках: надежда на Путина и рутинную работу
ВСЕГДА БУДЬ В КУРСЕ!
×

уже подписались

СДЕЛАТЬ ВЫБОР
одноклассники твиттер вконтакте facebook

ВСТУПИТЬ В ГРУППУ

Новости партнеров
достоверно

Движки-2: летающий «пылесос», чемоданы денег и Сердюков

views
11408

Американский сенатор Джон Сидней Маккейн как-то заявил, что «Россия — это бензоколонка, которая притворяется страной». В предыдущей статье, посвященной новинкам отечественного двигателестроения, мы познакомились с выдающимися достижениями этой «бензоколонки» на ниве создания современных авиационных двигателей. Давайте продолжим нашу экскурсию, на сей раз заглянув к российским создателям ракетных, корабельных и вертолетных двигателей. Нельзя сказать, что всё задуманное у них получается сразу. Но то, что заметные результаты трудов имеются, это — несомненно.

Движок для «Калибра», или путинское «Будем мочить!»

Одним из достижений современного российского двигателестроения, достойным упоминания, является малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель одноразового применения ТРДД-50Б, он же «Изделие 37-01», он же «Пылесос». Шутливое прозвище закрепилось за двигателем в профессиональной среде из-за сходства ТРДД по внешнему виду и массе с этим бытовым прибором.

«Полста Б» разработан в Омском моторостроительном КБ (ОМКБ), выпускается серийно в НПО «Сатурн» и применяется в качестве маршевого двигателя крылатых ракет ставшего уже знаменитым ракетного комплекса «Калибр» (ОКБ «Новатор», Екатеринбург). Двигатель обладает уникальными характеристиками и уникальной же историей. Очень маленький (размером с дорожный баул) и очень легкий (его запросто поднимают два человека), ТРДД-50Б без проблем разгоняет крылатую ракету полетной массой около 1300 кг до скорости 850 км/час, расходуя при этом всего 48 литров авиационного керосина на 100 км полета. На минутку, это примерная норма расхода топлива для, скажем, КамАЗа.

В чем же уникальность истории «Полста Б»? С распадом СССР единственный производитель двигателей для наших крылатых ракет остался на Украине. О дальнейшем генеральный директор ОАО «Рыбинские моторы», а затем НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин вспоминал так:

«Все крылатые ракеты СССР были оснащены только украинскими двигателями. Поэтому всё двигательное производство в России пришлось создавать с нуля на базе двух разработок — это «Изделие 36» ОМКБ (Омск) и «Изделие 64» РКБМ «Сатурн». Сначала в течение четырех лет мы создали стендовую базу, цеха для обработки моноколес, специальное производство, отдельную сборку, обучили сотни людей, создали кооперацию по этим изделиям, приобрели десятки единиц высокоточного оборудования, пригласили уникальных специалистов, которых пришлось собирать по всей стране. Работа была очень напряженная, очень сильным было сопротивление «коллег» с Украины, которые откровенно не хотели, чтобы у России появился собственный двигатель для крылатых ракет, и имели очень сильные позиции в заказывающем управлении МО РФ того времени…»

Вот в такой атмосфере происходило восстановление производства советского двигателя ТРДД-50 для оснащения новых и ремонта уже имеющихся на складах крылатых ракет воздушного базирования. Одновременно началась работа над модификацией этого двигателя, предназначенного для крылатых ракет морского базирования. Модификация получила обозначение ТРДД-50Б. Да-да, та самая модификация, которая в 2015 году позволит российскому «Калибру» из акватории Каспийского моря «дотягиваться» до целей аж на территории Сирии.

Долгое время разработка «Полста Б» стопорилась из-за отсутствия заказа. Снова слово одному из главных создателей нового двигателя — Юрию Ласточкину:

«Помог случай. В 2000 году на «Сатурн» приехал Владимир Путин, и в специальной части визита я доложил ему, что дело создания российского двигателя для КР идет медленно потому, что главная проблема — это проукраинская позиция в заказывающем ракетном управлении МО РФ. На что Путин ответил коротко: «Адреса? Явки? Будем мочить!» Сначала подумалось — шутит. Но по тому, как изменились лица свиты — профильного вице-премьера Клебанова и главы тогдашнего Роскосмоса Коптева, — стало понятно, что результат от этой «беседы» будет. Так и случилось».

В итоге уникальный «Полста Б» был благополучно создан, прошел испытания и пошел в серию. А Юрий Ласточкин… Гендиректор в результате подковерных интриг лишился должности. Мало того, после крайне мутной истории Ласточкин был арестован, а 23 сентября 2015 года признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата) и ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки). Одного из создателей двигателя для «Калибров» приговорили к 8,5 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима и штрафу в размере 140 млн рублей.

Вот такая уникальная история уникального двигателя. Безусловно, наш суд — самый гуманный в мире. Но вот насколько он безошибочный — вопрос открытый…

Битва за корабельные турбины

ТРДД-50Б создавался для крылатых ракет морского базирования. Так что будет логичным опустить свой взор с небес на гладь морскую, где у России также намечаются несомненные достижения в области двигателестроения. Впрочем, эту историю придется начать издалека.

16 июня 2014 года украинский президент Петр Порошенко обнародовал решительный запрет на сотрудничество украинских предприятий ОПК с российскими контрагентами. Помимо прочего, результатом разрыва военно-технического сотрудничества России и Украины стала потеря нашего доступа к продукции николаевского предприятия «Зоря-Машпроект», поставщика газотурбинных установок и редукторов для находящихся в постройке новых российских фрегатов проектов 22350 и 11356.

Нельзя сказать, что для России это стало полной неожиданностью. То, что дело идет к «разводу» с Киевом, в Москве поняли еще весной 2014-го. Именно тогда, 28 апреля 2014 года, Путин дал поручение правительству проработать вопрос по импортозамещению продукции украинского ОПК.

В рамках этого распоряжения Минобороны РФ поставило НПО «Сатурн» задачу — заместить импорт корабельных двигателей. В июне того же года глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов объявил, что испытания отечественных корабельных газотурбинных установок будут завершены к концу 2016 года. Вскоре срок окончания испытаний «съехал» до 2018 года. Потом пошли разговоры, что в 2018 году испытания новых ГТД только начнутся. СМИ наполнились слухами, что под отечественные газотурбинные установки требуется перепроектирование уже стоящих на стапелях фрегатов…

В общем, проблема оставалась нерешенной. Усугублялась она и тем, что перечисленный Россией еще в 2012 году аванс в размере 2 млрд рублей на поставку украинской стороной газотурбинных установок для строящихся фрегатов, похоже, где-то «растворился». При этом сами установки к заказчику так и не попали.

Между тем, геополитическая ситуация настойчиво требовала скорейшего пополнения российского ВМФ новыми боевыми кораблями. Мало того, уже начавшие строиться, но оставшиеся без ГТД корабли банально загромождали площади кораблестроительных предприятий.

В такой ситуации руководство государства было вынуждено взять процесс создания российских корабельных газотурбинных двигателей под особый контроль. Дальше всё получилось как в народной шутке: «Еж — птица гордая. Пока не пнешь — не полетит!» Если еще в сентябре 2015 года никто не рисковал обещать, что испытания новых установок закончатся раньше 2018-го, то уже в середине декабря НПО «Сатурн» «откатило» сроки сдачи рабочих образцов ГТД обратно на конец 2016 года!

Согласно отчету «сатурновцев», к исходу 2015 года они уже завершили первый этап создания линейки российских газотурбинных двигателей для ВМФ РФ. В составе этой линейки — три новых силовых установки: М-70ФРУ, М-90ФР и «Агрегат ДКВП». Таким образом, к 2018 году российский флот получит уже их первые серийные образцы.

Обратим внимание, что «Агрегат ДКВП» — это новая силовая установка для десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр» и «Мурена», производство которых планируется возобновить в России в течение ближайших 2—3 лет.

Вертолетные страсти

Правды ради отметим, отнюдь не все направления современного российского двигателестроения могут похвастаться, как сейчас модно говорить, «положительной динамикой». Пример тому — производство двигателей для вертолетов.

С момента развала СССР и до уже упомянутого прошлогоднего указа Петра Порошенко самым активным поставщиком двигателей для наших вертолетов выступала украинская корпорация «Мотор Сич». Для понимания масштабов «вертолетно-двигательной» кооперации достаточно напомнить, например, о подписанном между «Мотор Сич» и холдингом «Вертолеты России» в 2011 году контракте, в рамках которого украинская сторона до 2016 года должна была осуществлять поставку продукции общей стоимостью свыше 1,5 млрд долларов.

Лишившись продукции «Мотор Сич», «Вертолеты России» остались с незакрытой поставками потребностью в 500—550 вертолетных двигателей в год. Будем честными, это был тяжелый удар. Правда, частично он смягчался тем, что некоторое время даже после официального запрета из Киева украинские вертолетные двигатели в Россию всё же приходили. Разумеется, нелегально. Под прикрытием многочисленных взяток, выданных на Украине «кому нужно», тщательно упакованная продукция «Мотор Сич» приезжала по железной дороге к границе РФ, где ее уже встречали «нужные люди», расплачиваясь тут же на месте чемоданами, набитыми наличностью. Но всем участникам авантюры было понятно, что долго так продолжаться не может. Особенно это было понятно российской стороне…

Еще в прошлом году в рамках программы импортозамещения на российском ОАО «Климов» началось освоение собственного производства вертолетных двигателей семейства ТВЗ-117 полностью из российских комплектующих. К началу 2016 года «климовцы» обещают производить до 350 вертолетных двигателей в год. По имеющейся на данный момент информации, пока этот показатель всё еще не достигнут. Но даже если «климовцы» в начале 2016-го и выйдут на 350 «движков» в год, это всё равно не станет панацеей, так как двигателей ежегодно нужно на 200 штук больше. При этом холдинг «Вертолеты России» уже на данный момент умудряется рапортовать о 70% импортозамещения. Что тут скажешь, кроме «Чудны дела твои, Господи»?

Раз уж мы заговорили о продукции ОАО «Климов», нельзя пройти мимо эпопеи с двигателем ВК-800В, столь громко распиаренном на МАКС-2015.

Перспективный двигатель ВК-800В — это единственный проект силовой установки, разработанный «климовцами» «с чистого листа» за последние полтора десятка лет. Разработка «восьмисотки» началась в начале 2000-х годов. Турбовальный двигатель ВК-800В пятого поколения в классе мощности 500—800 л.с. создавался для применения на вертолетах малой грузоподъемности.

В первую очередь двигатель планировался для установки на легких вертолетах «Ансат» и Ка-226, на которых сейчас стоят канадские, английские и французские движки. Стоит напомнить, что в 2009 году под давлением правительства США канадская компания Pratt&Whitney Canada фактически отказалась поставлять в Россию двигатели для «Ансата» (РW-207K) и Ми-38 (PW-127T/S).

Испытания «восьмисотки» на стенде стартовали в начале 2008 года. В середине того же года был сделан второй опытный образец ВК-800В. На протяжении длительного времени финансирование проекта велось за счет собственных средств компании, а также незначительных, по утверждению разработчиков, бюджетных средств. Необходимо сказать, что в проекте вместе с ОАО «Климов» принимает участие Уфимское моторостроительное производственное объединение, где изготавливаются отдельные элементы газогенератора и планируется развернуть серийное производство ВК-800В.

В настоящий момент двигатель ВК-800В продолжает проходить стендовые испытания, которые идут в вялотекущем режиме: то приостанавливаются, то вновь возобновляются по мере выделения финансовых средств. Громкие заявления, что ВК-800В станет базовым для легких российских вертолетов, так и остаются сотрясением воздуха. На деле же ситуация с действительно хорошим двигателем выглядит парадоксально.

«Климовцы» заявляют: нет необходимости спешить с разработкой двигателя для легких вертолетов, поскольку не ведется разработка новых отечественных вертолетов легкого класса и легких многоцелевых самолетов малой авиации, на которые можно установить модификацию ВК-800С. Вертолетостроители в свою очередь кивают в сторону двигателистов: проблемы с созданием новых легких вертолетов обусловлены тем, что нет нового отечественного двигателя для машин подобного класса.

По большому счету, введенные Западом санкции против России — это последняя надежда на начало массового производства ВК-800В в силу исчезновения с российского рынка его иностранных аналогов. Насколько эта надежда сбудется, пока предсказать невозможно. Тем более, что совсем недавно в совете директоров холдинга «Вертолеты России» появился такой неоднозначный руководитель, как бывший министр обороны Анатолий Сердюков. Недаром сотрудники холдинга теперь поговаривают: «После этого у нас можно ждать всего…»

Андрей Союстов

www.rambler.ru
Комментарии

18+
«Пакет Яровой» увеличит число подростков-уголовников в России

Рекомендации для вас:

«Пакет Яровой» увеличит число подростков-уголовников в России