подписаться
Все туристы в сборе: введут ли в России курортный налог
Все туристы в сборе: введут ли в России курортный налог
Сирия, сводка на 26 августа, 16.30: террористы сжигают улики, сирийские бомбардировщики бьют по ИГИЛ в Алеппо
Сирия, сводка на 26 августа, 16.30: террористы сжигают улики, сирийские бомбардировщики бьют по ИГИЛ в Алеппо
Крокодиловы слезы: почему Пентагон жалуется на нехватку денег
Крокодиловы слезы: почему Пентагон жалуется на нехватку денег
Звездный час санаториев России: Путин поручил превратить страну в здравницу
Звездный час санаториев России: Путин поручил превратить страну в здравницу
ВСЕГДА БУДЬ В КУРСЕ!
×

уже подписались

СДЕЛАТЬ ВЫБОР
одноклассники твиттер вконтакте facebook

ВСТУПИТЬ В ГРУППУ

Новости партнеров
достоверно

Не продать и не выпить: алкогольный рынок России в ожидании коллапса

views
918

«Национальный рейтинг трезвости», в котором исследователи сравнили регионы России по степени алкоголизации, может измениться в следующем году не в лучшую сторону, и дело не только в кризисе и эмоциональном состоянии россиян. Корреспондент ФАН поговорил с экспертом алкогольного рынка о том, какой алкоголь и какого качества будут продавать в вино-водочных отделах магазинов страны в 2016 году. О риске увеличения нелегального алкогольного рынка и недальновидных российских реформах нам рассказал директор клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский.

- Максим, прежде чем говорить о том, что произойдет с алкоголем в будущем году, расскажите, как заканчивается этот год, с его кризисами и санкциями?

- В первую очередь, изменилось перераспределение на рынке винодельческой продукции. Импортных вин стало завозиться в страну на 38% меньше, чем в прошлом году, тогда как российское производство натуральных вин выросло на 25%.

- Крым активно подключился к производству вин, его доля в этих процентах есть?

- Крым подключился, за счет него у нас выросли территории виноградников. На сегодняшний день общая площадь виноградников в России – 95 тысяч га, из них 30 тысяч – крымские. Но этого недостаточно: чтобы покрыть всю потребность в винодельческой продукции, нужно 250 тысяч га.

- У нас достаточно подходящих земель под такое количество виноградников?

- Земля есть. Если взять ситуацию 1984 года до начала антиалкогольной реформы, то территории виноградников оценивались в 240 тысяч га. Так что потенциал у нас есть, но дело это очень сложное. При самых оптимистичных прогнозах мы можем расширять территорию виноградников на 10 тысяч га ежегодно. Но при этом в 2014 году был план по расширению 8 тысяч га, а смогли заложить только 5 тысяч га виноградников. Первоначальные затраты в закладку 1 га виноградника в России составляют минимум 1 млн рублей. Лоза начнет плодоносить только через 5 лет, а окупаемость финансовых вложений составит 15 лет. Много ли найдется бизнесменов, которые на такой срок инвестируют деньги? Здесь должно помочь государство!

- Санкции повлияли на ассортимент алкоголя в наших магазинах?

- Никак не повлияли. Это чисто экономическая ситуация – произошел резкий рост евро и доллара, цены на продукцию выросли. Здесь вопрос не политики, а экономики. То, что стоило 150 рублей, сейчас стоит 300 рублей, соответственно, российские производители алкогольной продукции, в первую очередь виноделы, получили экономические преференции.

- Они ими воспользовались?

- Я уже упоминал, что продукция отечественных виноделов выросла на 25%. Но речь идет только о натуральных винах. С шампанским такого роста не произошло. Там как раз объемы продаж в 2015 году соответствуют объемам 2014 года. По коньякам произошел рост продаж отечественных производителей на 10%. По водке ситуация примерно стабильна, это всегда предпочтение отечественного производителя.

- Какие же прогнозы сделаете на 2016 год?

- Прогнозы у меня, скажу честно, неутешительные. Во-первых, волнует введение ЕГАИС в опте и рознице. Это единая государственная автоматизированная информационная система, на алкогольном рынке она действует с 2006 года. Суть ее следующая: вся информация обо всех партиях алкоголя, произведенного на заводе-производителе, попадает в автоматическом режиме на сервер «Росалкогольрегулирования». Каждая бутылка с акцизной маркой обладает двухмерным штрих-кодом, который содержит всю информацию об изготовителе, лицензии, дате розлива. Помните, из-за отсутствия акцизных марок нового образца в 2006 году алкогольный рынок на два месяца полностью  встал. ЕГАИС у нас шел очень тяжело, потому что система чрезвычайно сложная. На первом этапе под ЕГАИС попали производители, а на втором в 2007 году – оптовики. Надо понимать, что на тот момент времени в России было около 650 производителей и более 2000 оптовых компаний, так что, когда подключились последние, система не справилась. Эти мучения продолжались весь год, после чего оптовое звено освободили от ЕГАИС. Сейчас у производственного звена система работает без сбоев, но это чуть более 300 производителей по всей стране.

Что произойдет в 2016 году?  С 1 января ЕГАИС должен заработать в опте и в рознице, то есть добавятся несколько сотен тысяч  продавцов алкогольной продукции – пользователей системы. В теории это должно выглядеть так: производитель разлил продукцию, передал необходимую информацию в РАР, дальше отгрузил ее оптовику, тот так же отчитался перед РАР, далее произошла фиксация закупок в розницу, в том числе в кафе и ресторанах, которые тоже должны будут отчитываться перед РАР. Всё под контролем, а не как сейчас, когда разница между отчетами в алкогольных декларациях у производителей и розницы – 35%. Введение ЕГАИС во всех звеньях сбытовой цепочки эту проблему контроля должно решить. Только есть маленькое «но». У нас на сегодняшний день 250 тысяч розничных магазинов,  реализующих алкогольную продукцию, в том числе пиво. В каждом магазине от одной до десяти касс. Мы прикинули, всего в России миллион касс. Представьте себе, что в один момент на сервер РАР будут отправлены запросы с миллиона касс. Ни одна техника этого не выдержит. А что делать с HORECA (рестораны и кафе), которые продают алкоголь в розлив? Вообще ничего не понятно. Многие рестораторы даже не знают о том, что с 1 января следующего года их ждет введение ЕГАИС. Большинство операторов алкогольного  рынка надеются, что введение ЕГАИС продлят на год, потому что если этого не произойдет – наступит полный хаос и коллапс. Все будет как в 2006 году, когда легальный рынок стоял несколько месяцев, а доля нелегального оборота алкогольной продукции увеличилась в несколько раз.

- Как это будет выглядеть для потребителя, если ЕГАИС в опте и рознице все-таки введут с нового года? Негде выпить, негде купить?

- Нет, для потребителя это будет выглядеть совершенно иначе, к сожалению. Объем нелегального рынка, пока оптовые и розничные операторы алкогольного рынка не разберутся с ЕГАИС, вырастет, и вырастет существенно. Уже сейчас мы можем зайти в интернет и по запросу «купить алкоголь ночью» найти всё что угодно. Люди разве перестанут пить? Нет, они будут пить столько же, сколько и пили, только это будет дороже и хуже качеством. Некоторые бары, которые не смогут обеспечить посетителей алкоголем, разрешат им приносить свое спиртное. Кто-то будет торговать из-под полы. Мы все понимаем, что основная рентабельность бизнеса у рестораторов – продажа алкоголя. Кто-то просто закроется.

Из 250 тысяч магазинов страны, торгующих алкоголем, в тестовом режиме ЕГАИС сейчас запустили только 3000 магазинов. Это крупные федеральные и несколько локальных сетей. Мой оптимистичный прогноз, что к 1 января 15% розничных магазинов по всей стране смогут внедрить ЕГАИС. Что будет с остальными 85%? В больших городах мы дефицита особенно и не заметим. Где-то будут зависать кассы, мы будем нервничать и раздражаться, но дефицита алкоголя не будет. Но вот в Ленобласти, к примеру, структура продаж совершенно иная, там будет повальная ситуация роста нелегального объема алкоголя. А если мы заедем чуть дальше? Россия большая страна, проблем будет очень много. Система ЕГАИС достаточно дорогая, далеко не все розничные магазины смогут себе позволить ее внедрить и обслуживать, это от 100 до 150 тысяч рублей – только первоначальные расходы, плюс помощь специалистов в части постоянной поддержки. 

У нас и так безумная ситуация с нелегальным рынком – нелегальной водки более 40%, кто-то называет уже цифры в 50%. И понятно, почему. Как формируется ценообразование по водке? Средняя розничная цена 0,5 л бутылки водки – 230-240 рублей, это 90% объема всех продаж по РФ. 100 рублей – акциз, 18% НДС, еще стоимость марки, бутылка, этикетка, пробка, плюс содержимое, производственные затраты, минимальная рентабельность у производителя 5%. Дальше, оптовая наценка минимум 25%, а потом еще розничная – 30%. Когда ставка акциза высокая, а потребительские доходы низкие, рынок нелегальной продукции начинает расти в геометрической прогрессии. В 2006 году в России было 600 с небольшим заводов-производителей, сейчас их чуть больше 300. В 2011 году перед массовым лицензированием работало более 2000 оптовых компаний, сейчас их 1000. За последние пять лет, когда началась антиалкогольная реформа, с рынка ушло больше 100 тысяч розничных магазинов, торгующих алкоголем. Но что значит ушли? Отказались от лицензии. Потому что, когда розничная точка работает без лицензии, ее проверить может, если это индивидуальное частное предприятие, только участковый. К сожалению, в России всё время пытаются действовать в сфере алкогольного рынка запретительными мерами, но запрещать – дело нехитрое. А если всё время запрещать и ничего не поощрять, что остается простому человеку? Только с горя напиться!

- Максим, а какой вы видите грамотную алкогольную реформу?

- Во-первых, у нас в стране совершенно неверный законодательный подход к алкогольному рынку. У нас существует всего один закон (171-ФЗ), который регулирует производственную и торговую деятельность всех операторов алкогольного рынка. Регулирование водки коренным образом отличается от регулирования, например, вина и пива. Алкогольный рынок очень неоднородный, должен быть один закон, регулирующий оборот крепкого алкоголя, второй – винодельческой продукции и третий – слабого алкоголя. У нас выпивается водки в два раза больше, чем в любой стране мира, а вин меньше в десять раз, чем в Италии и Франции: это совершенно извращенная система потребления!

Но как нам воспитать потребителя, если мы подходим с одним инструментом к разным сегментам рынка? Мы всё время говорим об алкоголизации общества, у нас всё время появляются серьезные программы, но нет реального их воплощения. Скажем, до сих пор нет федерального закона о виноградарстве и виноделии. Говорим об импортозамещении в виноделии, а материальная база отсутствует. Средняя цена бутылки водки у нас 240 рублей, и бутылка натурального  вина стоит столько же. Это как? Мы так боремся с алкоголизацией? У нас нет развития с тем прицелом, чтобы люди меньше пили крепкого алкоголя и больше вин. И соответственно, нет такой ситуации, как во Франции, где человек в среднем выпивает три бокала вина в день, и нет никакой проблемы с алкоголизацией общества.

- То есть, вместо повышения цен на алкоголь, есть смысл хотя бы снизить цену на вино?

- Конечно. Мы все нормальные люди. Человек приходит в магазин купить продукты, чтобы отпраздновать день рождения. Ему нужно в хорошем смысле напоить гостей, но он не может позволить себе купить 10 бутылок вина. Он покупает 2-3 бутылки водки: так зарождается та самая алкогольная культура.

У нас безумная ситуация с импортными пошлинами – 15% берут за ввоз виноматериалов. Импортная пошлина на готовую винодельческую продукцию 16,3% – отсюда цены. А нам бы акцизы на винодельческую продукцию снизить до нуля. У нас объем собираемых алкогольных акцизов 300 млрд рублей в год, из них вина составляют 10 млрд. Так зачем производителям отечественного вина вводить ЕГАИС? Систему необходимо вводить дифференцированно, только для крепкого алкоголя, от 25% содержания этилового спирта в продукте.

- Максим, а хоть в какой-то степени положительный прогноз на следующий год нас ждет?

- Акцизы на алкоголь в следующем году повышаться не будут, так что существенного увеличения розничных цен на алкогольную продукцию я тоже не предвижу. Цены если и повысятся, то в рамках текущих экономических событий – на 10-12%. Количество игроков будет сокращаться, это касается и производителей, и дистрибьютеров, и розничных магазинов. Думаю, что все-таки объем отечественного рынка будет расти, а импортного – падать. И я в целом надеюсь, что логика и здравый смысл в России победят. У нас большая страна с большим потенциалом.

Евгения Авраменко

Комментарии

18+
Следующая сводка новостей от наших корреспондентов в Сирии выйдет в
Вам интересно это?
Не интересно Интересно
Рогозин объяснил, что мешает Западу снять санкции с России

Рекомендации для вас:

Рогозин объяснил, что мешает Западу снять санкции с России