Эксперт: повышение тарифов ЖКХ чревато социальным взрывом

Эксперт: повышение тарифов ЖКХ чревато социальным взрывом

04.07.2014 17:20
180

В России с 1 июля 2014 года вновь повысились тарифы ЖКХ. Как ранее сообщало Федеральное агентство новостей, повышение цен коснулось разных регионов по-разному: в некоторых цены выросли на милосердные 3-4%, а кое-где рост составил 8-9%. Люди ропщут, но дальше кухонь их глухое недовольство не идет, так что, по мнению экспертов, нынешнее повышение цен, скорее всего, не приведет с социальному взрыву. Санкт-Петербург оказался «крепким середнячком» – здесь рост цен в среднем составил около 4%. Цены за газ, тепло и электричество выросли на 4,2% больше, за холодную воду – на 3,2%. При этом решимость Смольного уберечь петербуржцев от значительного повышения цен на коммуналку наткнулась на препятствие со стороны «водного монополиста» - ГУП «Водоканал – Санкт-Петербург», который был не прочь повысить цены на целых 12% и даже подавал в связи с этим жалобу в Федеральную службу по тарифам. Жалоба была частично удовлетворена, однако Смольный направил аппетиты Водоканала в сторону юрлиц, постаравшись не слишком обижать петербуржцев. Однако эксперты предупреждают, что нынешнее повышение цен на услуги ЖКХ, вероятно, вскоре покажется цветочками. Дело в том, что инфляция в 2014 году обещает быть весьма значительной, а правительство не позволило монополистам – в том числе Газпрому и Россетям – повысить цены. Однако в будущем году ограничения обещают снять, и монополисты постараются компенсировать недополученную в этом году прибыть из карманов россиян. (Для справки: нынешний уровень инфляции в годовом выражении остается на уровне конца мая - 7,6%). Тот же Водоканал не скрывает, что инфляция ударила и по нему, хотя компания и уверяет, что не собирается решать свои проблемы за счет горожан. «Экономические события, которые происходят в стране, сказываются на деятельности Водоканала, - рассказала корреспонденту Федерального агентства новостей директор департамента информации и общественных связей Водоканала Наталия Ипатова. - У Водоканала есть ряд кредитов, которые были взяты раньше на крупные проекты, часть из них – это валютные кредиты. Соответственно, это сказалось на финансовых результатах прошлого года. Тогда из-за падения курса рубля у нас увеличились выплаты по кредитам. Сейчас у нас кредиты прохеджированы (хеджирование - экономическая операция по уменьшению рисков), то есть риск существенно снижен. Но следует отметить, что любые экономически неблагоприятные факторы активно подталкивают Водоканал к тому, чтобы заниматься изысканием внутренних резервов: своей себестоимостью сокращать расходы, то есть работать в тех условиях, в которых мы существуем, при этом обеспечивая такое же высокое качество предоставляемых услуг». В качестве примера такой деятельности Ипатова привела то, что в структуре себестоимости Водоканала затраты на электроэнергию сегодня составляют около 9%, что считается весьма низким показателем. «Несколько лет назад это было в разы больше, и во многих российских Водоканалах это в разы больше, это может быть и 20% и 30%, - отметила представитель компании. - Нам удалось в последние годы значительно снизить электропотребление, несмотря на то, что многие технологии, которые были внедрены в последнее время, достаточно энергоемкие. Это обработка воды ультрафиолетом (а в Петербурге абсолютно вся вода обрабатывается ультрафиолетом), а также производство гипохлорита натрия, потому что мы отказались от хлора и перешли на гипохлорит натрия, который производим на своих заводах. И эти новые технологии достаточно энергоемкие, и за счет оптимизации процесса и замены оборудования на более эффективное мы смогли значительно снизить потребление электроэнергии и продолжаем работать в этом направлении, чтобы сокращать свои затраты», - заверила представитель петербургского «водного монополиста». Не слишком доверяет такого рода обещаниям депутат петербургского парламента Ирина Комолова. «Повышение цен на услуги ЖКХ, в принципе планировалось, поэтому,  что тут говорить – все и так знали, что оно ударит по карману, - считает Комолова. - Откуда берется это повышение?–  берется оно от естественных монополистов. Тепло и горячая вода, например, напрямую завязано на Газпром. Газпром повышает свои цены так, как хочет. Это никто не отслеживает, ни СМИ, ни население, поэтому это кажется незаметным. Заметными являются вот эти официальные повышения тарифов, которые завязаны на наши ресурсные монополии. Почему это происходит? Ну, во-первых, в сверхприбылях заинтересованы наши ресурсные организации, ГУПы. Государство их дотирует, и получается, что государство им позволяет вести такую политику, когда они не заботятся о повышении своей эффективности, им это и не нужно – они всё равно получат компенсацию за разницу между своими затратами и тарифами. Поэтому им нет смысла экономить, им нет смысла прижимать свои внутренние социальные расходы, зарплаты и т.д. Если уж мы говори о рынке, то нормального о рыночного механизма там, к сожалению, нет. А рынок у нас, почему-то, повернут только к потребителям, а крупнейшие игроки на этом рынке – это или государственные, или управляемые государством структуры. Это всё говорит о неэффективности этого управления. Я еще раз повторяю: в бюджете Санкт-Петербурга уже заложены компенсации топливным компаниям за их потери. А если компенсация всегда будет приходить в мой карман, зачем я буду думать, как эффективнее работать….» Тем не менее, депутат не видит причин для социального взрыва в связи с повышением цен на коммуналку. «Я не думаю, что это сейчас может привести к протестам, - считает Ирина Комолова.- Во-первых, это прогнозируемый подъем, и он в принципе не очень заметен, то есть это не резкий скачок. А граждане у нас уже привыкли, к сожалению, получать повышенные квитанции, и мы уже видели, как были и неоправданные повышения платежей, и люди возмущались, но это возмущение, в общем, особо никуда кроме квартир и кухонь и не вышло. К сожалению, это постепенное-постепенное плановое повышение – оно не поднимает в людях очень острое чувство протеста, а имеет место просто постоянное глухое недовольство. Когда-нибудь это постоянное глухое недовольство накопится, но в данный момент я не вижу причин для взрыва». Похоже, депутат права – люди, конечно, возмущаются, но дальше крепких слов по поводу аппетитов Жилкомсервисов дело не идет. Петербурженка Елена Александровна, пережив очередную коммунальную аварию у них в доме, во время ремонта поставила счетчик на воду. В квартире прописано людей больше, чем проживает, и наличие счетчика немедленно сказалось на цифрах в квитанции. В первый месяц, когда отключили отопление, а родственники разъехались, Елена вместо обычных пяти тысяч заплатила около трех. Мысль о том, что вся ее экономия скоро пойдет прахом, вызывает у женщины естественное негодование. «Вообще-то, конечно, это безобразие, - говорит Елена, прибавляя в адрес властей непечатное словцо. - Ну что ж это такое? Только один месяц немного вздохнули, а со следующего месяца всё опять возвращается. Как говорится, где был, туда и прибыл…» Елена Янкелевич

Алексей Громов
комментарии