подписаться
Сирия, сводка: армия Асада готовит масштабную операцию в Латакии
Сирия, сводка: армия Асада готовит масштабную операцию в Латакии
Новости США: федералы избили девушку-инвалида, письмами Клинтон займется ФБР
Новости США: федералы избили девушку-инвалида, письмами Клинтон займется ФБР
Сирия, сводка: САА выжигает ИГ под Пальмирой, авиация утюжит боевиков в Идлибе
Сирия, сводка: САА выжигает ИГ под Пальмирой, авиация утюжит боевиков в Идлибе
Новости Новороссии: замес в Дебальцево, тяжелая техника ВСУ в Горловке
Новости Новороссии: замес в Дебальцево, тяжелая техника ВСУ в Горловке
ВСЕГДА БУДЬ В КУРСЕ!
×

уже подписались

СДЕЛАТЬ ВЫБОР
одноклассники твиттер вконтакте facebook

ВСТУПИТЬ В ГРУППУ

Новости партнеров
достоверно

"Железнорожная вода": активисты пошли в пикеты

views
685


В Москве напротив здания РЖД активисты партии «ЯБЛОКО» выставили протестный пикет против сокращения в стране пригородных поездов и электричек. По словам первого заместителя председателя московской региональной парторганизации «ЯБЛОКО» Галины Михалевой, ведомство Владимира Якунина уже отменило более 600 пригородных поездов и электричек.

На этот поезд не попасть


«Уже второй год мы устраиваем такие пикеты около главного офиса РЖД. Когда в апреле прошлого года начали отменять пригородные поезда и электрички, мы также здесь проводили пикет. Для людей, которые живут в населенных пунктах, куда без железной дороги ни доехать, ни приехать, отмена поездов – это настоящая катастрофа. И пострадают, как всегда, наши слабые слои населения, в первую очередь пенсионеры, которые просто не смогут доехать до своих огородов, которые их хоть как-то кормят. Во многих населенных пунктах, где зачастую даже автомобильных дорог нет, отмена электричек просто ставит людей на грань выживания. Мы категорически против», - заявила организатор пикета.

Наиболее масштабные сокращения пригородных поездов уже произошли в Вологодской, Ленинградской, Тверской, Новгородской, Пензенской, Амурской, Псковской и Белгородской областях, а также в Забайкальском крае. В этом году появятся регионы, где полностью отменят электрички, а в десятках регионах «дочки» РЖД резко снизят интенсивность пригородного сообщения. В январе запланирована приостановка 300 пригородных поездов в 39 регионах, уже отменено более 100 поездов. 204 поезда отменяется по инициативе регионов.

Якунин не хочет нести ответственность


Владимир Якунин стал главной мишенью возмущенной общественности, которая усматривает в деятельности РЖД серые схемы, непрозрачность ценообразования на перевозки, неадекватно крупные доходы чиновников. Президент ОАО «Российские железные дороги» 27 января перед объяснялся перед публикой в своем блоге. Он советовал недовольным отменой пригородных поездов гражданам обращаться непосредственно к региональным властям, которые должны беспокоиться о местных перевозках. Обращаясь к своим критикам, Якунин выразил недоумение, почему сегодня железнодорожники, «согласно какому-то устоявшемуся с прежних времен мнению, должны нести социальные обязательства перед населением этих регионов».

Глава РЖД советует, как разрулить создавшуюся ситуацию: «Что я могу ответить в связи с многочисленными жалобами граждан, намеренных проводить акции протеста и даже препятствовать движению поездов дальнего следования и грузовых составов? Вместо того, чтобы перекрывать Транссиб, лучше обратиться в свои региональные администрации по той причине, что электрички отменяет не РЖД».

Якунин сообщил, что транспортное обслуживание населения в пригородном сегменте железнодорожных перевозок относится к ответственности субъектов РФ, которые обязаны в своем регионе устанавливать и объем перевозок, и стоимость проезда для населения, и обеспечивать компенсацию разницы между «социальным» тарифом и экономически обоснованными затратами железной дороги. Тем не менее, часть регионов - даже с учетом полученных из госбюджета компенсаций – не имеет возможности в полном объеме возмещать стоимость предоставляемых РЖД услуг.



По данным Якунина, в 2014 году из 72 субъектов РФ только 18 полностью возместили убытки перевозчиков от регулирования тарифов, а 23 - компенсировали не более половины: «Большинство регионов не берут на себя ответственность за организацию перевозок, не хотят платить за услуги РЖД, полагая, что электрички все равно будут ходить, даже если в их бюджете останется ноль рублей на эти цели».

В партии «ЯБЛОКО», как и в КПРФ, и в Справедливой России уверены, что рецепты Якунина - «это лукавство». Галина Михалева пояснила, что «как одна из самых крупных естественных монополий, РЖД получает немалые бюджетные деньги, и это - хорошая кормушка. Плюс к этому - государство во время кризиса оказывает им помощь. И они вдруг говорят, что регионы сами решают. Все это – античеловеческая политика, которая направлена на уничтожение наших граждан. Наш пикет – это предупреждение. Якунин, дождешься!».

Правительство от лукавого


Спусковым крючком для сегодняшних отмен электричек стала утвержденная кабмином «Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом (Распоряжение № 857-р от 19 мая 2014 г.).

Действуя в рамках этой программы, правительство уже 30 декабря 2014 года постановило прекратить с начала 2015 года действия льготного коэффициента для оплаты услуг инфраструктуры железной дороги.

Дальнейшая логика реализации Концепции привела к тому, что в Вологодской области сегодня все электрички отменены, в Псковской области местные власти предлагают использовать вместо электричек десять компенсационных маршрутов по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. В Саратовской области власти, чтобы спасти пригородные поезда, намерены повысить стоимость проезда. Воронежская и Белгородская области пока не сумели найти компромисс с железнодорожниками, и пригородные перевозки в этих регионах в 2015 году пока под вопросом.

В конце декабря глава Воронежской области Алексей Гордеев заявлял, что РЖД «уходит от понимания необходимости быть социально ответственной компанией». Губернатор Белгородской области Евгений Савченко признает, что «прозрачность расчетов» РЖД вызывает вопросы.

Последний «штрих" – постановление № 8 от 05.01.2015 г., вводящее для пригородных поездов «льготный» тариф на пользование железнодорожной инфраструктурой с коэффициентом 0,25. Для сравнения: в 2014 году коэффициент составлял 0,01, иначе говоря, тариф вырос в 25 раз.

Железнодорожный тупик


Эксперты отмечают, что ситуация зашла в тупик. Государство должно субсидировать пригородные пассажирские перевозки из средств бюджета, но тарифы ОАО «РЖД» и его дочерних компаний явно завышены. При нынешней бюджетной системе в условиях экономического кризиса в региональной казне средств на это просто нет. Проведенную РЖД реформу надо признать неудовлетворительной. Естественный монополист в качестве отдельных компаний оформил перевозчиков, занимающихся пригородными пассажирскими перевозками, однако единая инфраструктура и подвижной состав в ведении ОАО РЖД.

Правительство России выделяет железнодорожникам 25 млрд рублей из федерального бюджета именно на компенсацию части инфраструктурных расходов локальных перевозчиков. По словам Якунина, РЖД уже второй год работаем в условиях жесткой экономии, когда сокращать, кроме объемов работ, уже больше нечего. Так, в 2014 году внутренний бюджет был сокращен на 85 млрд  рублей, а в 2013-м – на 100 млрд.

Между тем, у потребителей возникают вопросы о конкретных статьях расхода РЖД и их обоснованности. Однако чиновники ведомства уходят от прямых ответов, не желая освещать такие неудобные вопросы.

Одна из активисток партии «ЯБЛОКО» на сегодняшнем пикете считает, что нужен глубокий аудит деятельности компании. «Менеджмент РЖД получает огромные зарплаты и доходы. Договоры, которые заключаются с региональными компаниями - дочками РЖД, совершенно непрозрачные. В связи с этим мы написали официальное письмо Дмитрию Медведеву как председателю правительства. Мы считаем, что необходима тщательная проверка и изменение алгоритма работы железной дороги, чтобы это не шло во вред гражданам», - отметила она.

Активистка пояснила, что власти должны проверить «алгоритм этой странной реформы по реорганизации «дочек» РЖД, и посмотреть, сколько и на что тратит РЖД деньги. В конце концов, приоритетом для государства всегда должны быть граждане». Помимо комплексной проверки РЖД и обоснованности ее тарифов, оппозиционеры требуют пересмотра рекомендаций Минфина о тарифах на пригородные пассажирские ЖД-перевозки. В списке требований - внесение в Федеральный закон 184-ФЗ положения о том, что пригородное железнодорожное сообщение должно финансироваться солидарно из федерального и региональных бюджетов, а также разработка ОАО РЖД программы сокращения расходов.

По словам лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова, дело с отменой пригородных поездов может привести к социальным протестам. В частности, он заявил: «Отмена электричек – разрушение образа жизни людей, их возможностей работать и зарабатывать, учиться и отдыхать. Полагаю, что правительство должно незамедлительно заняться разрешением этой проблемы. Люди не должны стать заложниками трений и разногласий между региональными властями и подразделениями РЖД, занимающимися пригородными перевозками».

В КПРФ также выражают протест в связи с сокращением электричек в регионах, считая, что «возникшая ситуация показывает все изъяны ошибочно проведенной реформы ОАО «РЖД». Коммунисты призывают государство субсидировать пригородные пассажирские перевозки из средств федерального бюджета, а также сделать прозрачным расчет тарифа ОАО «РЖД» и его дочерних компаний.

С февраля 2015 года сеть пригородных перевозок на железных дорогах России будет представлять из себя 27 не связанных между собой кусочков. Между ними можно проехать только на автобусе или поезде дальнего следования, но не на электричке или пригородном поезде. Таковы результаты проведенной ОАО РЖД реформы.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не исключает, что правительством может быть принято решение о выделении дополнительных средств на организацию пригородного железнодорожного сообщения в регионах.

Галина Михалева уверена, что пикеты должны показать властям, РЖД и Якунину, что общественность молчать не будет. «Наш пикет – это капля, но она камень точит. И это не единственный наш пикет. Аналогичные акции планируются в ряде регионов. В Иркутской области люди оказались в такой ситуации, что они уже готовы магистрали перекрывать. Чем больше будет давление с разных сторон, тем больше шансов, что этот вопрос будет урегулирован».

Для справки

В 2014 году пригородным железнодорожным транспортом пользовались 97 миллионов россиян. Вопреки очевидной популярности местных железнодорожных поездов, за год было отменено 580 пригородных поездов. Только 10 регионов смогли выполнить финансовые обязательства перед структурами ОАО РЖД в полном объеме.

Железные дороги России составляют единую сеть эксплуатационной длиной около 90 тысяч километров. За исключением «островных» участков вроде Сахалина, Норильска и вот теперь Крыма, это сплошная связная система. В наследие от СССР нам досталась действующая система пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, работавшая практически на всех участках этой сети.

В начале 2000-х пригородными перевозками стали заниматься около двух десятков пригородных пассажирских компаний в рамках созданной системы регионального заказа на пригородные перевозки, когда субъект федерации заказывал и оплачивал в виде дотаций маршрутные поездов по своей территории.

Сергей Бендин

Алексей Громов

www.rambler.ru
Комментарии

18+
ИГ взяло на себя ответственность за взрыв в ресторане Бангладеш

Рекомендации для вас:

ИГ взяло на себя ответственность за взрыв в ресторане Бангладеш